Ведущие политики Евросоюза (глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер ФРГ Фридрих Мерц) довольны тем, что Трамп отчасти вернулся к политике Байдена. Фото Reuters
Переговоры между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным, которые планировалось провести в Будапеште, не состоятся, а вместо них будут новые меры давления, с тем чтобы сделать Кремль более уступчивым. Такое «послание», вероятно, должно символизировать первое со времен Джозефа Байдена синхронизированное введение санкций США и ЕС. В Киеве надеются, что этот новый курс Трампа – надолго, однако американский президент славится своим умением быстро менять гнев на милость.
В Белом доме не объяснили, почему президент США вдруг резко передумал и перестал настаивать на переговорах с Путиным в ближайшее время. Остается предполагать, что сказались оценка обстановки, сделанная, в частности, на основе выводов госсекретаря Марко Рубио, и позиция союзников США. О том, что личные переговоры с Путиным «в ближайшем будущем» не состоятся, Трамп объявил после встречи в Вашингтоне с генсеком НАТО Марком Рютте. Тот привез американскому президенту план из 12 пунктов – фактически предложения европейцев к повестке российско-американского саммита. В них прописано то, от чего Москва ранее отказалась: в первую очередь немедленное прекращение огня как условие для дальнейших переговоров. О важности скорейшей и безоговорочной остановки кровопролития говорил и Рютте в интервью телеканалу Fox News после переговоров с Трампом.
Сам американский президент обосновал отмену переговоров так: «Я не хочу, чтобы встреча была бесполезной. Я не хочу тратить время впустую. Так что посмотрим, что из этого выйдет». За этим явственным намеком, что теперь последуют попытки заставить власти РФ изменить свою позицию, немедленно последовали решения.
На состоявшемся в четверг, 23 октября, саммите ЕС был принят 19-й пакет санкций. Против него не выступили, как это бывало с большинством прошлых антироссийских пакетов, ни премьер-министр Словакии Роберт Фицо, ни премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Глава венгерского правительства уклонился от «вето» на решение саммита с помощью изящного маневра. Он сказал, что опоздает на саммит Евросоюза из-за участия в акции его сторонников в Будапеште: так называемого «Марша мира». Орбан доверил Фицо проголосовать вместо себя по вопросу о принятии санкций. Подобное «голосование по доверенности» на саммитах ЕС обычно не практикуется, хотя ни одним документом не запрещено. Как бы то ни было, Фицо проголосовал за Словакию и за Венгрию в пользу принятия 19-го пакета.
Буквально сразу же после того, как Трамп объявил об отмене встречи с Путиным, Минфин США обнародовал сообщение о введении санкций против РФ. За этим ведомством последовали и законодатели. Комитет по международным отношениям Сената США одобрил три законопроекта, касающихся РФ. Первый предусматривает признание России страной – спонсором терроризма. Второй касается введения санкций против Китая в оборонной сфере из-за сотрудничества с российским военно-промышленным комплексом. В третьем прописано ежеквартальное перечисление Украине процентов от замороженных в США российских активов (в Евросоюзе, где находится большая часть арестованных на Западе средств РФ, аналогичная мера уже принята). В Сенате у однопартийцев Трампа, республиканцев, большинство. Свою партию он контролирует в достаточной мере, по крайней мере когда дело касается санкций. Соответственно выдвижение подобных инициатив без как минимум ведома президента вряд ли было возможно.
Таким образом, Трамп произвел, можно сказать, революционную перемену в своей политике на российском направлении. За нынешнюю каденцию он не вводил еще санкции в отношении РФ. Продление старых, принятых еще при Байдене, было. Введение новых – нет. Европейцев особо порадовало то, что санкции введены США и ЕС, по существу, одновременно, как при прежней администрации Белого дома. На руководство Испании перемена политики Трампа, видимо, произвела такое сильное впечатление, что оно присоединилось к инициативе по закупке американского оружия для Украины (так называемой программе PURL). О присоединении испанский премьер-министр Педро Санчес заявил перед началом саммита ЕС.
Не ясно, предусматривает ли программа PURL закупку для Украины американских ракет Tomahawk. Трамп заявил украинскому президенту Владимиру Зеленскому, что США передавать их Киеву не будут. Он обосновал это тем, что учиться пользоваться этими ракетами нужно слишком долго, от полугода до года, а значит, пользы от них украинской обороне все равно не будет. Зеленский не счел этот отказ окончательным. Он также напомнил, что дальнобойные ракеты есть и у других стран НАТО. «Я призываю вас поддержать все, что поможет Украине получить такие возможности, потому что это действительно имеет значение для России», – сказал Зеленский, выступая на саммите ЕС.