0
5101
Газета Кино Интернет-версия

26.01.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Поможет ли отечественному кино развод с иностранным?

Наталия Григорьева

Об авторе: Наталия Ивановна Григорьева – обозреватель отдела культуры «НГ».

Тэги: минкультуры, владимир мединский, кино, закон, прокатные удостоверения, кинопрокат


минкультуры, владимир мединский, кино, закон, прокатные удостоверения, кинопрокат Кадр из фильма "Оттепель". Фото с официального сайта Министерства культуры РФ

На прошедшей неделе одной из главных тем вновь стал кинопрокат. На встрече с дистрибьюторами Владимир Мединский заявил, что Минкультуры ради защиты отечественного кино готово внести поправки в закон о прокатных удостоверениях так, чтобы в них были указаны не только сроки проката, но и фиксированная дата премьеры. Приоритет в этом случае должен быть отдан не зарубежным блокбастерам, а российским «фильмам-событиям».

В качестве примера министр привел ремейк картины «А зори здесь тихие», который снимает Ренат Давлетьяров к 70-летию Победы.  Выход фильма намечен на 30 апреля. «Я попрошу всех не давить эту дату», – обратился министр к прокатчикам, посоветовав договориться самим и по-хорошему. Договориться – значит перенести намеченную на то же 30 апреля премьеру очередной серии марвеловской франшизы о супергероях «Мстители: Эра Альтрона». Мировой прокат этого блокбастера начнется 22 апреля, североамериканский – 1 мая, что будет с российским, теперь неясно. Заявленный Мединским приказ пока не принят, но его проект уже направлен в Минюст.

Такая политика, надо заметить, не противоречит политике дистрибьюторов, в настоящий момент «по-хорошему» координирующих свои действия в отношении не только западных, но и отечественных релизов. Так, в минувшем декабре очевидный лидер проката, «Хоббит» Питера Джексона, не пересекался по датам ни с отечественным блокбастером «Вычислитель», ни с идеологически выверенным историческим экшеном «Василиса», ни с традиционными новогодними «Елками». Это, впрочем, не обеспечило последним успеха у зрителей. Однако Минкультуры все же видит причину неудач российского кино в российском же прокате именно в датах выхода и считает, что компании-мейджоры уделяют недостаточно внимания отечественному кино. В качестве примера приводится комедия Карена Оганесяна «Подарок с характером» с Михаилом Галустяном в главной роли: прокат ее провалился исключительно потому, что в тот же день состоялась премьера новых «Людей Икс». Странно, что критерий качества продукта Минкульт в расчет не принимал. 

 «Биться за каждый фильм мы тоже не будем: мы ставим приоритет финансовый или политический, идеологический», – заявил на той же встрече Владимир Мединский. Таким образом, за бортом вновь окажутся фильмы, которым сейчас и без того приходится сражаться за господдержку и продираться сквозь всевозможные запреты ради получения прокатного удостоверения. В отличие от таких работ, как «Батальонъ» Дмитрия Месхиева, этот одобренный министерством масштабный исторический экшен, подходящий под критерии «финансового и идеологического приоритета», выйдет на экраны 20 февраля, но одно только отсутствие премьер-конкурентов – российских и иностранных – как показывает практика, вряд ли станет гарантией его высоких сборов.

В связи с заявлениями Мединского вновь заговорили о возможном введении квот и на зарубежное, и на российское кино. За последние несколько лет подобные инициативы, исходящие от депутатов Госдумы, появлялись уже не раз: в 2012 году единоросс Сергей Железняк предлагал законодательно установить долю отечественного кино в прокате – и отдать право регулирования этой цифры правительству, в 2013-м депутат от ЛДПР Дмитрий Литвинцев настаивал не только на введении лимита на зарубежные фильмы, но и на установлении определенных ограничений по количеству иностранных  актеров в фильмах, съемки которых ведутся на территории РФ. В марте прошлого года еще один единоросс Роберт Шлегель подготовил документ, согласно которому процент зарубежных фильмов в отечественном прокате не должен превышать 50%, – ни один из предложенных проектов на сегодняшний момент так и не был принят.

Квоты на национальное кино не такая уж редкая практика в мире, о чем не устают говорить депутаты. Законодательные ограничения действуют, к примеру, во Франции, однако там в настоящий момент существуют не квоты, а специальные сборы в поддержку национальной киноиндустрии – 11% от каждого купленного билета идут в специально созданный Национальный фонд поддержки кино. В Греции и Испании кинотеатры обязаны показывать отечественные фильмы установленное количество дней в году, как и в Южной Корее, где помимо этого также действуют отчисления с проданных билетов, а правительство поддерживает строительство новых кинотеатров и киностудий. Что касается Китая, то в этой стране, как известно, действительно установлены жесткие квоты на зарубежные фильмы. Но уже в 2012 году количество зарубежных фильмов в китайском прокате было увеличено с 20 до 34 в год, пусть и с условием, что эти дополнительные 14 картин должны быть в форматах 3D и IMAX.

Китайская схема попросту не сработает в России, где кинобизнес не готов к подобным ограничениям. По итогам 2014 года сборы в отечественном прокате выросли у иностранного кино, а российские картины собрали в итоге всего 18% от общей суммы. Таким образом, при существующем размере господдержки, практически полном отсутствии независимого кинопроизводства и уже действующих ограничениях национальное кино не сможет покрыть те же предлагаемые 50% проката. И установление фиксированных дат релизов проблемы не решит, а приведет лишь к потерям компаний-дистрибьюторов. Парадоксально, но очередные подвижнические меры будут лишь препятствовать развитию отечественного кинематографа. Вместо того, чтобы побороться за качество и помочь молодым режиссерам, к слову, с успехом выступающим на фестивалях по всему миру, существующее законодательство лишает их возможности показать фильм в собственной стране – как в случае с картиной Натальи Мещаниновой «Комбинат «Надежда», не вышедшей на экраны из-за запрета на мат. Дистрибьюторы пока заняли выжидательную позицию и не комментируют инициативы Министерства культуры, хотя в случае принятия закона потери для них все же очевидны. Здесь и «лакомые» праздничные даты, которые, конечно, будут для зарубежного кино закрыты, презентационные мероприятия с участием кинозвезд, которые (в случае аннуляции прокатного удостоверения) будут отменены и т.д. Осталось дождаться реакции Минюста: если проект будет согласован, кинорынок в России, очевидно, ждут кардинальные изменения, особенно если учесть, что на подходе и принятие нашумевшего закона о выдаче прокатных удостоверений.    

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
264
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
338
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
271
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
231

Другие новости