0
548
Газета Культура Печатная версия

22.03.2001

От меланхолии к вихрю

Тэги: гупта, оркестр, дирижер, концерт


гупта, оркестр, дирижер, концерт

На очередной концерт Российского Национального оркестра был приглашен молодой норвежский дирижер Рольф Гупта, выпускник академии города Хельсинки, специализирующийся в основном на современной музыке. Таков был и его репертуар: Сибелиус и Прокофьев. Финский классик прозвучал у него холодно, бестрепетно. Третий концерт Прокофьева с Владимиром Крайневым наоборот - с оглушающей силой электрического разряда. Исполнить шестую симфонию Сибелиуса - задача вроде бы нетрудная. В ней нет напряженной драматургии, ее музыка скорее созерцательная, 'природная'. Как всегда у него, блеклые, отзывающиеся в душе северные картины выражает пение гобоев-фаготов. Темпы по большей части меланхоличные. Тем более оркестр прекрасно продемонстрировал свою многокрасочность и певучесть - слух отдыхал. Однако дирижер не проникся этой атмосферой, показал себя человеком к ней равнодушным. Ему совершенно не удались 'мимолетности' настроения симфонии, недосказанность концовок словно приводила его в некоторое недоумение Рольф Гупта привык мыслить глобальными категориями. Каждая часть заканчивалась ничем, не осталось впечатления в целом, хотя, надо признать, пронимали и взмывающие скрипки в первой части, и проскальзывающая тревога второй.

На конец концерта была оставлена еще и поэма Сибелиуса 'Тапиола', исполненная дирижером более энергетично, как и подобает этой музыке. Однако сочинение оказалось таким, что с первого прослушивания все равно оставило недоумение своей многословностью, сумбурной невнятностью - северный классик прожил долго, написал много, и не знать его 114-го опуса представляется все же допустимым. Тем более что окончилась поэма эффектно, развеяв ощутимое было утомление.

Стихия Концерта Прокофьева, современника Сибелиуса, открывала совершенно иной мир - неукротимо бурной радости, где яркий конструктивизм времен заграничной жизни композитора 1921 г. гармонично уравновешивается русскими темами, прозрачными остановками. Выдающийся пианист Владимир Крайнев - непревзойденный мастер исполнения Прокофьева. Его игра сочетает в себе необходимую моторность и полетность звучания. Брутальная фактура быстрых прокофьевских частей находит в его лице необычайно точного и осмысленного исполнителя, когда, казалось бы, одно воспроизведение нотного текста должно поглощать все силы. Вместе с дирижером они взяли максимально возможный быстрый темп, музыка вихрем неслась вперед и прозвучала по-молодому соревновательно. Возможно, определенный момент рефлексии и прокофьевских красот отошел на второй план в таком прочтении. Публика же справедливо восторгалась.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Концерт. Sting & Shaggy

Концерт. Sting & Shaggy

0
832
Концерт. Леонид Агутин. Юбилей

Концерт. Леонид Агутин. Юбилей

0
870
Концерт. "Ночные снайперы 25 лет"

Концерт. "Ночные снайперы 25 лет"

0
1135
Концерт "Признание в любви"

Концерт "Признание в любви"

0
195

Другие новости

Загрузка...
24smi.org