0
774
Газета Культура Печатная версия

20.10.2003

Числа и музы

Тэги: лазарев, гаврилов, гастроли


Устроителям концертов, похоже, все еще кажется, что юбилейные даты обладают некой магической силой - мол, они по-особому вдохновляют артистов. Так, на прошлой неделе продолжились празднования 75-летия со дня рождения Евгения Светланова и "нечаянного" 100-летия со дня рождения Владимира Горовица (недавно была обнаружена метрика пианиста, в которой значится 1903, а не 1904 год рождения). А по краям седмицы - два концерта с участием гражданина России, Германии, Великобритании и Швейцарии Андрея Гаврилова. Под занавес своего приезда Гаврилов отыграл в Доме музыки (в Большом зале, теперь уже имени Светланова) сольный клавирабенд, а начал визит тем, что принял участие в групповом музыкальном приношении Горовицу в консерватории, где завершил собой нестройную дюжину юных дарований. Дарования, в числе которых были уже вполне известные и немного заслуженные, в большинстве своем, отдавая дань беглости горовицевских пальцев, преподнесли "спортивные" транскрипции и переложения, которые были бы хороши, если бы предстали в качестве украшения к основному блюду, а не заменяли его.

Светланова поминали экс-руководитель Большого театра, маэстро Александр Лазарев (ныне главный дирижер симфонического оркестра Шотландии) вместе с приобщенным к благому делу пианистом Борисом Березовским и Российский национальный оркестр. Казалось бы, мало связанные между собой события и имена образовали густой концентрат ностальгических настроений и воплотили собой идею возвращения домой. В числе изгнанников и невозвращенцев - и покойные юбиляры (пусть Светланов всего несколько лет пытался отдышаться "там" от здешнего смрада), и звучавшие авторы (Шопен уехал во Францию, Метнер - в Англию, Рахманинов и Прокофьев - в США), и, наконец, главные действующие лица - исполнители. Вообще идея возвращения дает множество поводов для концертной жизни, и даже фестиваль "Возвращение" уже есть.

"Блудный сын" и "диссидент" Гаврилов, покинувший СССР триумфатором, а после уделивший годы кропотливому самообразованию, вкусивший прогрессивного западного позитива, отдохнувший пару лет от суеты сует в сообществе папуасов и готовый говорить и играть иначе, объявился здесь в начале нового века. Сказано было много - о себе, коллегах мертвых и живых, о смысле искусства и необходимости избавляться от шелухи сомнительных традиций и шлаков в собственном мозгу. И если во времена сотрудничества с лейблом EMI (преимущественно по продукции этой фирмы мы сегодня и можем судить о деятельности того, прежнего Гаврилова) он, по собственному выражению, "играл как свинья" ("а успех был все равно"), вытряхивая из обывателя душу и деньги, то теперь, презрев металл и потребности толпы, занимается истинным искусством. Спустя два года Гаврилов воспринимается как добрый знакомый. Неожиданностей не дождешься. И в БЗК, и в Доме музыки шли две абсолютно одинаковые шопеновские подборки, правда, в консерватории с затейливыми комментариями для пытливой аудитории. В ММДМ, где собралась более респектабельная публика, повлиявшая, видимо, на активизацию мимики и пластики артиста, добавилась сюита из "Ромео и Джульетты" Прокофьева - но в целом все то же. И там, и тут порхающие пальцы, бесплотная кантилена, "рахманиновские" кульминации на пианиссимо, и тут же тельняшкораздирания и кипящие страсти. Рафинированные и впечатлительные натуры найдут в творчестве этого художника много привлекательного, но жаждущие разнообразия сочтут, что однократного знакомства с нынешним "Я" маэстро Гаврилова вполне достаточно.

Маэстро Лазарев, в середине 1990-х разругавшийся с ГАБТом, уезжал, будучи "в немилости" и у слушателя. Мало кто в то время видел в нем реформатора российской дирижерской школы и потенциального реаниматора первого оркестра страны - светлановского (авантюра с ГАСО не удалась, но за попытку спасибо). Он вернулся в ноябре 2001-го опять же к юбилейной дате - к 100-летию со дня рождения своего учителя Гинзбурга, встряхнул полусонный РНО и заявил о себе как о незаурядном симфоническом дирижере, имеющем много что сказать. Солист Борис Березовский ему под стать - с внутренним стержнем, благородством, чистотой игры и исполнительской честностью, чуждой фетишизму. Нынешняя встреча Лазарева спустя два года с тем же РНО ("тем же" условно, особенно после "дезертирства" группы музыкантов к Спивакову) закрепила ощущение, что дирижер Лазарев не только мастерский "регулировщик" и в хорошем, и в нейтральном (техническом) смысле слова, но и полноценный интерпретатор, чувствующий и думающий, и вдобавок трудяга. Побольше бы нам таких людей здесь - и не только в связи с круглыми датами.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вражда Константинополя  и Москвы перекинулась на парламенты

Вражда Константинополя и Москвы перекинулась на парламенты

Андрей Мельников

Милена Фаустова

Международную православную ассамблею предлагают реформировать

0
5705
Большой театр привел в восторг лондонскую публику

Большой театр привел в восторг лондонскую публику

Владимир Полканов

Гастроли балетной труппы под руководством Махара Вазиева собрали аншлаг

0
2890
Екатеринбург превращают в столицу "зеленого протеста"

Екатеринбург превращают в столицу "зеленого протеста"

Денис Писарев

Защитники "Березовой рощи" рассчитывают на справедливое решение суда

10
1796
Следует ли отделить церковь от дипломатии

Следует ли отделить церковь от дипломатии

Андрей Мельников

Фактор духовной общности народов становится токсичным при смешивании с Realpolitik

0
4674

Другие новости

Загрузка...
24smi.org