0
1132
Газета Культура Интернет-версия

04.12.2006 00:00:00

Зал-феникс

Владимир Дудин

Об авторе: Владимир Дудин - музыкальный критик, обозреватель газеты "Санкт-петербургские ведомости".

Тэги: мариинка, гергиев


Уникальные звуковые возможности нового центра на парадно-показательном концерте лично демонстрировал маэстро Валерий Гергиев с помощью своего оркестра и солистов самого высокого ранга – Ольги Трифоновой, Владимира Галузина, Николая Путилина, Вадима Репина, Максима Венгерова и Ланг-Ланга. Возглас «ура!» из уст мэра Москвы Юрия Лужкова в адрес «великой музыки», подытоживший вечер открытия, был незамедлительно и без сомнений поддержан доброй частью собравшихся.

Свидетелями торжественного открытия первого в Петербурге концертного зала XXI века стала, главным образом политическая, научная и культурная элита, представители бизнес-кругов, а также большой корпус иностранных журналистов. Поводом для интеграции общества на этом культурно-политическом салоне послужило достижение архитектурно-инженерной мысли на месте, казалось бы, для этого менее всего пригодном. И если бы не ночной пожар, спаливший в 2003 году декорации к десяткам спектаклей, долго не видать здесь чего-либо подобного. Смелая идея построить третью сцену Мариинского театра зародилась у руководства театра сразу после того, как стало понятно, что потеря этого цеха не отразится на работе декорационных мастерских. Зал возник в рекордно короткие сроки – за 18 месяцев, при этом основные работы по отделке внутренностей пришлись на лето и осень текущего года. Сроки открытия зала несколько раз сдвигались. Сначала планировалось сыграть там уже в июне, на фестивале «Звезды белых ночей», затем в октябре, и лишь недавно появился анонс открытия на 29 ноября.

Французский архитектор Ксавье Фабр и японский акустик г-н Тойота воздвигли поистине беспрецедентный дворец звука. Хотя его залогом стали уцелевшие и восстановленные стены и фасад XIX века, возведенные в 1900 году главным архитектором дирекции Императорских театров Виктором Шретером (который в свое время был и автором реконструкции Мариинского театра), – качество исполненной музыки свидетельствовало о приходе в Петербург и Россию новейшей истории звука. Сравнивать эту историю можно только с московским Домом музыки: и в нем, и в новом петербургском зале залог высокого качества – деревянная отделка стен. Конструкция зала в МДМ более затейлива, но, как показывает опыт, звук на каждом уровне там может приобретать совершенно непредсказуемые свойства. В концертном зале «Мариинский» интерьер строже, выдержанней, в то же время представляет иной качественный скачок во времени: сцена и место для оркестра находятся в самом центре. Его ноу-хау – акустика – основана на принципе амфитеатра и возрастающих вокруг сцены рядов, что позволяет улучшить также и видимость происходящего. Во имя этого особым образом смонтирован из специальных акустических панелей с определенной шероховатостью для рассеивания звуков высокой частоты и волнообразный потолок. Звук по всему периметру сохраняет равнозначное качество, предъявляя в уютно сплетенных из редких сортов дерева стен форму, равную истинной.

В качестве объектов дегустации были предложены не только разные «сорта» музыки, но и самые изысканные инструменты: скрипки работ Страдивари (у Максима Венгерова) и Гварнери (у Вадима Репина), рояль Steinway, лирическое сопрано Ольги Трифоновой, большой симфонический оркестр, усиленный отдельными группами в Испанском каприччио Римского-Корсакова и оглушительном финале балета «Жар-птица» Стравинского. Впервые, во всяком случае, в этих широтах Валерий Гергиев продирижировал по такому случаю и подобием джаз-банда из музыкантов оркестра с солирующей виолончелью Сергея Ролдугина и музыкой Фридриха Гульда. Удовольствие от прослушивания каждого последующего номера не уменьшалось, а только нарастало: соблазнительный звук нового поколения делал свое дело, проникая во все поры.

«Охи» и «ахи» после концерта продолжились с видами на изыски фойе: скульптуру Уильяма Пая в виде небольшой листовидной чаши с водой по центру и свисающими на нее с потолка пузырьками из муранского стекла, гигантскую композицию с часами на центральной лестнице работы Михаила Шемякина и – уже совсем по выходе из зала – на светящиеся бюсты четырех композиторов перед фронтоном с бронзовой чеканкой. На эту невидаль частный бизнес выделил 25 миллионов долларов, 15 миллионов – государство. Присутствовавший в тот вечер на репетиции Владимир Путин назвал новый зал «примером успешного партнерства государства и частных инвесторов».

Проблем со звуком высшей пробы с появлением нового зала в Петербурге стало меньше, а вот с транспортом, во всяком случае, наземным, – появилось много больше. Расстояние, которое до открытия зала преодолевалось на машине за три минуты, в тот вечер с трудом можно было преодолеть за полчаса. Пока что вокруг шедевра архитектурно-инженерной мысли, окруженного тесными улицами и переулками, нет места для стоянки, если не считать небольшую пешеходную площадь перед концертным залом. А клиенты, как предполагается, всякий раз здесь должны быть самые взыскательные.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
324
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
318
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
232
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
52

Другие новости