0
1233
Газета Культура Интернет-версия

08.11.2011 00:00:00

Баллада о солдате

Анна Банасюкевич

Об авторе: Анна Банасюкевич, Екатеринбург - Москва

Тэги: екатеринбург, театр, премьера


Репертуар Екатеринбургского театра драмы, как и многих других театров в России, состоит, в основном, из комедий и легких мелодрам. На этом фоне премьера спектакля «Остров Мирный» по пьесе современного драматурга Александра Архипова выглядит неожиданно. Удивительно: Екатеринбург давно признан центром современной пьесы, а в главном драматическом театре города драматургов уральской школы почему-то не ставят. И вот эта неприятная традиция нарушена.

Григорий Лифанов работал в различных театрах страны, часто – в Польше. В Екатеринбурге тоже работал – это его спектакль «Бобок» Театра кукол привозили несколько лет назад на «Золотую Маску». «Остров Мирный» он сделал в тандеме со своей постоянной партнершей – польской художницей Анной Томчинска.

Пространство спектакля Томчинска представила пустынным и темным. Центр сцены ничем не занят, в глубине справа расположен огромный проржавевший маяк; по углам - два островка серой земли с осокой. В этом условном пространстве океан тоже условен – это движущаяся видеопроекция в глубине сцены, подобная тем, которые сейчас можно вешать в офисе. Чернота пространства расцвечена пятнами костюмов. Этот режущий глаз контраст явлен с самого начала – в сцене проводов призывников. Ряженые артисты из местного ДК в костюмах красноармейца и солдата царской армии читают бравурные напутствия, тетка в кокошнике лучится официозным счастьем, а в углу напротив посмеиваются, переминаются с ноги на ногу новоиспеченные солдаты – пацаны в ярких куртках и вязаных шапках с помпонами.

Действие пьесы происходит на острове Мирный, в погранвойсках. Домашний, интеллигентный паренек Сережа попадает в мир, навязывающий ему страшные и абсурдные правила. Этот мир с его неприкосновенной иерархией, выродившейся моралью и тотальным обезличиванием драматург рисует скупо и жестко. При этом, пьеса Архипова, как и большинство пьес учеников Николая Коляды, очень сценична. Схватывая нерв времени, вскрывая метаморфозы постимперского общества, драматург рассказывает историю – человеческую, всем понятную, заставляющую сопереживать.

К дню пограничника замполит решает поставить в части спектакль. Под его руководством трагедия «Ромео и Джульетта» превращается в политически-острую драму. Положительные герои, символизирующие Россию, борются за счастье и единство народов. Ромео играет новобранец Сережа, а Джульетту – чуть ли не единственная женщина на острове, местная красавица и жена капитана Даша. Сцены репетиций становятся пиком армейского абсурда: объясняясь в любви, герои старательно жестикулируют, выявляя идеологическую подоплеку. Сетуя на рано вставшее солнце, прервавшее ночь любви, Ромео-Сережа сурово грозит ему кулаком – ведь там восток, а на востоке – китайцы, потенциальный противник. Абсурдности ситуации добавляют костюмы – герои одеты в пестрые балахоны из флагов республик бывшего СССР.

Абсурдность армейской жизни стала, видимо, главной заботой режиссера – даже сцены дедовщины получились скорее смешными и нелепыми, нежели страшными. В пьесе Архипова нет нагромождения ужасов, короткими репликами или ремарками задана вся беспощадность, безвыходность ситуации. Здесь же, новобранцы проходят все традиционные унижения – стирают «дедам» белье, моют пол зубными щетками, играют в «кукушку», отвешивая друг другу оплеухи, поют засыпающему старшине песню из мультфильма «Умка». По мысли режиссера, дедовщина не осмысленная жестокость, а некий ритуал – просто «так положено». В пьесе эти ритуалы вызывают смех, и настоящего абсурда не получается - за комическими сценами не чувствуется нарастающего ужаса. Получается, что трагический финал, в пьесе подготовленный всей атмосферой чудовищной несвободы, в спектакле становится исходом банальной мелодрамы. Сережа влюбляется в кукольную красавицу Дашу. Психически неуравновешенный капитан убивает жену. Спектакль отменяется, расстроенный замполит врубает пластинку о творчестве Рахманинова. Бодро-назидательный голос диктора, рефреном пронизывающий спектакль, в финале, звучит особенно дико, предваряя последний монолог героя. Сережа спокойно рассказывает о том, как взял автомат и пошел по казармам.

Спектакль сыгран актерами «Молодого театра» (часть труппы, состоящая из недавних выпускников) - «Остров мирный» это их вторая работа. После классической «Грозы» они сыграли жесткую, близкую им по возрасту, по времени, историю - пусть и под спасительным соусом мелодрамы, маскирующим пьесу под сериалы вроде «Солдат» или «Границы». Конечно, репертуарный контекст, привычки публики диктуют свое, но и с этой поправкой, появление спектакля «Остров Мирный» это намек на какую-то новую жизнь Екатеринбургской драмы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
553
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
795
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
622
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
766

Другие новости