0
147
Газета Культура Печатная версия

02.10.2025 18:47:00

Дуэль, в которой нет победителя

В "Современнике" мягко инсценировали безотрадную чеховскую повесть

Тэги: театр современник, премьера, повесть чехова, дуэль, лейла абу аль кишек, рецензия


театр современник, премьера, повесть чехова, дуэль, лейла абу аль кишек, рецензия Безжалостной правде фон Корена (Иван Стебунов) словом и делом противостоит дьякон Победов (Максим Теняков). Фото Антона Галкина с сайта театра «Современник»

«Дуэль» – одна из самых больших повестей Чехова и по своей природе словно создана для постановки в театре или кино: два антагониста, Иван Андреич Лаевский и Николай Васильевич фон Корен, вступают в полемику о смысле жизни, о месте человека в мире, о том, что важнее – слабость и жалость или сила и действие. Чехова упрекали в том, что он не дал никакой оценки своим героям, лишив повествование дидактических выводов, оставив лишь противоположные пути главных персонажей. На Другой сцене театра «Современник» эту пьесу поставила Лейла Абу-аль-Кишек. Ее версия – мягкая, внимательная к деталям человеческих отношений, при этом лишенная громких деклараций и острых философских споров.

Сюжет спектакля развивается в южном приморском городе, где Лаевский, сбежавший из Петербурга с замужней женщиной, пытается начать новую жизнь, но оказывается в ловушке собственных слабостей, усталости и безденежья. Надежда Федоровна, которую играет Марина Лебедева, – живая, женственная, инстинктивно заигрывающая с каждым мужчиной, но словно вытесненная в чуждое пространство, где ей тесно и душно. Фон Корен, зоолог и убежденный дарвинист, в исполнении Ивана Стебунова становится фигурой несколько отталкивающей своей правотой: он видит в Лаевском бесполезного паразита и решительно хочет довести спор до дуэли.

Сценография Дениса Солнцева лаконична, но по-театральному очень функциональна. Черная коробка сцены: слева песчаная насыпь, справа – подсвеченный террариум, который позже опустится, и мы увидим, что в нем точно такая же насыпь, как на сцене. В начале спектакля выставлены два пистолета – по чеховскому закону дуэль состоится, а звук натянутых струн заранее предвещает трагический исход. Белое полотно слева – будто экран теневого театра, в центре – фортепиано и дверь с потайным кубом, в котором будто прячутся мысли, грезы, вина. Атмосфера жары и неподвижности усиливается игрой света (Евгения Любашина) и музыкальными акцентами (композитор Николай Шипулин). Воздух на сцене вязнет и давит.

Режиссер Лейла Абу-аль-Кишек и автор инсценировки Алексей Артемов смягчили философскую полемику, оставив в стороне самые острые реплики, зато вывели на первый план лирическую и человеческую линии. Прописаны новые эпизоды с Ачмиановым, трогательно дарящим Надежде шляпку «из Севастополя», в которой звучит ностальгия по утраченной жизни; угроза со стороны Кирилина, демонстрирующего «улику» их связи; гимназистка Катя, по-детски влюбленная и в Лаевского, и в Надежду, бьющая подушкой по полу в бессонные ночи; мягкая сцена приема у доктора Самойленко, который целует руки Надежды скорее по-отечески, чем по-мужски. Эти добавления придают спектаклю более женскую интонацию: вместо жесткой философской дуэли – людские симпатии и антипатии.

Мысли героев, их переживания постоянно сопровождает жужжание мух, которое вначале слышится лишь в доме Лаевских. Марья Константиновна (Ольга Родина), упрекая Надежду Федоровну, говорит: «Только у вас в доме есть мухи». Но мы видим, что мухи есть везде, они сопровождают всех персонажей, и только фон Корен умудряется не просто отмахиваться от них, но и ловить их за крылышки. Мухи – это не только жара или нечистоплотность, о которой намекает Марья Константиновна. Это скорее намек на то, что и герои здесь как насекомые, движимые инстинктом, и только усилием воли могут остановить себя.

Актерские работы органичны. Лаевский у Семена Шомина – человек, который мечтает и тут же сдается, жалкий и трогательный одновременно. Надежда Федоровна у Марины Лебедевой – центр притяжения, женщина с пышной грудью и гривой волос, одетая в яркие платья, она играет с мужчинами скорее по инстинкту выживания, чем по желанию. Фон Корен в исполнении Стебунова – жесткий и опасный идеалист. Дьякон Победов в исполнении Максима Тенякова – мягкий, почти добродушный человек, который не только несет христианское слово, но решается на действие: в спектакле он на самом деле мешает фон Корену попасть в цель. Это показывает, почему они такие хорошие друзья: их близость не на уровне идей, это скорее схожая натура, они оба люди дела. Катя (Вероника Амирханова) – ребенок «нежного возраста», наблюдающий за происходящим и в итоге делающий пугающий вывод: «Как поверить людям?!»

В финале, после дуэли, Лаевский меняется: начинает работать, отдает долги, становится «серьезным человеком». Фон Корен признает, что ошибся на его счет. Но все это также смягчено и неуверенно, будто оба продолжают сомневаться: ни один не убежден в своей правоте. Их рукопожатие – компромисс, который звучит скорее как поражение. Остается ощущение, что проиграли все, потому что невозможно выиграть, когда «всей правды никто не знает».

В этой постановке «Современника» все деликатно и мягко. Философский спор уступает место человеческим историям, углы полемики сглаживаются. Спектакль не о том, кто выйдет победителем, а о том, как жить, когда никто не верит до конца ни в себя, ни в свои убеждения. Чеховская «Дуэль» в версии Абу-аль-Кишек оказывается не столько баталией двух мировоззрений, сколько тихим раздумьем о человеке, о любви и о сомнениях, которые не отпустят даже после рукопожатия примирения. 


Читайте также


Мифологические и романтические сюжеты на оперных подмостках

Мифологические и романтические сюжеты на оперных подмостках

Марина Гайкович

"Манон" и "Дафна" в филармонии, "Страсть" в "Новой Опере"

0
1111
Герои пьют на посошок, а потом еще по одной

Герои пьют на посошок, а потом еще по одной

Наталия Григорьева

Запойное путешествие по Венеции с молодым архитектором

0
1217
Дэйв Батиста и Ольга Куриленко спасают "Мону Лизу"

Дэйв Батиста и Ольга Куриленко спасают "Мону Лизу"

Наталия Григорьева

Выжившие после конца света ищут сокровища на руинах цивилизации

0
2602
Безруков, Кологривый и Табаков возвращаются в август 44-го

Безруков, Кологривый и Табаков возвращаются в август 44-го

Наталия Григорьева

Новая киноверсия военного романа про агентов Смерша

0
4732

Другие новости