0
1922
Газета Культура Интернет-версия

08.12.2011 00:00:00

За нас и за трех сестер

Тэги: театр, премьера, чехов


театр, премьера, чехов Андрей Бартенев – перформер и просто герой.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Андрея Бартенева знают прежде всего как художника – эксцентричного перформансиста и модельера. Вспомнив о своем дипломе театрального режиссера и откликнувшись на предложение проекта «Открытая сцена», в рамках V по счету одноименного фестиваля он поставил на Поварской в смежном между театральным и изобразительным искусством жанре знаменитую пьесу, вдоль и поперек исследованную обычным драматическим театром.

Жанр – перформанс. Хореограф – Лариса Александрова, композитор – американец Феликс Вентурас. Общее название «А.П.Чехов «Три сестры». Действие 1». Дальше – по Бартеневу. К слову, посмотреть на перформанс пришел и другой богемный персонаж, художник и модельер Александр Петлюра.

В короткой преамбуле Андрей Бартенев, почти по-отечески рассаживавший публику в крохотном переполненном зале на Поварской, сказал, что зацепка к истории появилась в самолете Нью-Йорк–Москва. Ему попалась заметка в одной из газет, где три сестры, героини нового времени, чтобы прокормиться, пошли торговать собой – одна в итоге попала в тюрьму, другая сбежала, а третья осталась воспитывать всех их детей. В бартеневском перформансе, впрочем, пересказа этой истории, как и пересказа чеховской драмы, ждать не приходится. Оставляя минимум слов, он ищет общий знаменатель трагического тогда и сегодня – общую черту и для тогдашнего усадебного быта, и для нынешнего клуба, спортзала и любого маркирующего современность пространства.

В стерильно-белом зале пластмассовые балки обозначили треугольник портика. Белый пол на три части делят швы, как дорожки в бассейне. Юноши и девушки, стоя лицом к стене, быстро переворачиваются, будто костяшки домино или карточки компьютерной игры, – успевая выкрикнуть «В Москву, в Москву!». Про Москву и про то, что нужно работать, – Бартенев заставляет артистов танцевать от этих реплик, делая их лейтмотивом, рефреном часового действа и навязчивой мыслью каждого персонажа.

Если заранее не знать, о чем речь, то даже такие «замученные» цитаты из первоисточника едва ли захочется сделать знаком чеховской постановки. Эти фразы – как гиперссылка, строго говоря, необязательная, поскольку ничего не добавляет к пластике спектакля. А пластическое выражение Бартенев, любящий эффектное и несколько абсурдистское, подбирает в своем духе – калейдоскопом чередуются, мешаются, как снежный ком, классический балет и бокс, современный танец, футбол, песенка «Лесной олень» и выжимка, метка чеховского текста, шепот и какое-то звериное хрипение. На этот раз он явил не головокружительно накрученные костюмы, а минимализм: кроссовки, красные плавки и топы – колорит такой, словно этот молодняк бодро вбежал сюда с физкультпарада. Всего пять выходов – актеры по трое танцуют, играют и тут же начинают драться, сходятся и расходятся по двое и по одному, причем временами всё походит на отрепетированный номер для синхронного плавания. Кто-то примет эффектную позу, которая нарисует в памяти автопортрет Дейнеки в спортивных трусах, только черных. Грациозность идет под руку с грубостью, агрессия с чувственностью. Агрессия белыми нитками сшивает весь перформанс, только это такая «soft» агрессия. Агрессия с ее пристрастием к атлетически сложенному герою напомнит о петербургской «Новой академии» Тимура Новикова, о конце 1980-х, когда сам Бартенев появился в Москве.

От этой агрессии можно тянуть нить к постановкам Кирилла Серебренникова (осенью на открытии серебренниковской «Платформы» в концерте-календаре «Арии» Бартенев ставил июль по Стравинскому), но Бартенев агрессию не доводит до трэша. Из других, уже чисто пластических аналогий, можно, пожалуй, привести Филиппа Бланшара – к примеру, на минувшем Чеховском фестивале показывали его одноактный балет Noodles про те же агрессию и притяжение, увиденные через фильтр клубной жизни. Правда, надо сказать, бланшаровский опус московские балетные критики приняли скептически. Но как бы то ни было, душевные метания сегодня многажды переносят в социальный антураж нового времени.

Чехов писал про то, как жизнь проходит, про пошлость обыденности – в трактовке Бартенева это тоже есть, но выражено более прямолинейно, через китч. Но прямолинейность, даже захлебывающаяся иронией, искусству мало когда идет. Кто-то боксирует рядом с классическими балетными поддержками, в другом этюде «дополнением» к двум то танцующим, то борющимся молодцам появляется третий, с синим маникюром-педикюром, рыжеволосый и высокий, и нарезает вокруг них круги походкой манекенщицы. А то вдруг «Работать!» прохрипит персонаж с неловкой пластикой первобытного человека. Бартенев, как всегда, экстравагантен, и тем не менее, если снять всю «мишуру», получится всё прежнее. Только он пытается выстроить обратную перспективу – от чеховского «В Москву!» до грибоедовского «Вон из Москвы!»┘ Человек одет, но нагой, обнаженный, как его страдания. Как нервы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
497
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
808
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1212
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
878

Другие новости