0
4098
Газета Культура Интернет-версия

27.05.2015 17:48:00

Завод – это люди

Тэги: спектакль, москвич, азлк, завод


спектакль, москвич, азлк, завод Фото предоставлено пресс-службой КЦ "Москвич"

Улыбчивый молодой человек с красной табличкой «Вперед, Москвич!» (так называется спектакль) и собравшаяся вокруг него оживленная, яркая и, в основном, молодая толпа определенно привлекают внимание проходящих мимо пассажиров станции метро «Текстильщики». Полиция переглядывается: уж не грозит ли эта встреча вылиться в нечто несанкционированное? Однако повод у собрания более чем мирный: спектакль, подготовленный Культурным центром «Москвич», в честь 85-летия завода АЗЛК, еще до недавних пор производившего легендарные автомобили.

Когда-то завод был передовиком производства, и обладать новеньким москвичонком мечтал каждый советский гражданин. С распадом Союза финансовое положение завода, резко лишившегося госфинансирования, значительно ухудшилось. Да и рядовой потребитель теперь предпочитал самую простенькую, но иномарку. В 2001 году завод встал, в 2006-м был объявлен банкротом, а в 2010-м - окончательно закрыт. Демонтаж огромной надписи «Москвич» на его здании стал символическим концом целой эпохи.

Закрылся завод. Но остались люди, воспоминания, история. Обращение к этой коллективной памяти – цель, которую и поставили перед собой создатели спектакля. Драматург Марина Крапивина, режиссер Валерия Суркова и художник Ксения Перетрухина, обладающие значительным опытом работы в области документальной драмы (так, по пьесам Марины идут документальные спектакли в Театре Наций - «Бросить легко» о наркозависимости, «Прикасаемые» о слепоглухих людях; Валерия поставила знаменитых «Язычников» в Театре.doc), около полугода тщательно изучали исторические документы и собирали устные свидетельства. Было поднято множество архивов (не только завода, но и Музея индустриальной культуры в Кузьминках, Музея ретро-автомобилей на Рогожском валу, филиала РГБ в Химках), организовано множество встреч.

В первую очередь, история – это люди. Поэтому конечный спектакль получился скорее о них, простых тружениках завода, весь строй жизни которых был выстроен вокруг него. Здесь они находили друзей, влюблялись, заводили семью, получали квартиры, покупали первый автомобиль. Их дети вырастали и также шли работать на завод. Вместе с заводом эти люди проживали все радости и невзгоды, оставаясь верными ему. Они были надежными винтиками, обеспечивающими работу огромного механизма; артериями, по которым текла горячая кровь к большому сердцу гиганта. Направляя всю страсть и энергию на функционирование завода, они были больше, чем просто работниками. Они и были самим Заводом.

Постановка актуальной сегодня интерактивной формы в данном случае, под влиянием контекста, из обычной «бродилки» превращается в «спектакль-конвейер». Словно на заводском конвейере, зрители, помещенные у метро в автобус, минуя узкие от нависающей пушистыми шапками листвы улицы, движутся к следующему этапу «сборки». Входя в неприметную полуподвальную пристройку обычного жилого дома на Артюхина 24, ступая по навевающим смутные воспоминания коричневым с желтыми узорами коврикам на полу маленькой прихожей, они – мы – попадаем в самое сердце Совета Ветеранов АЗЛК, любезно предоставившего свое помещение для проведения спектакля.

Вот мы заперты в тесной комнате Организационной комиссии: так требует сценарий. В бескрайнем пространстве зеленых облупленных стен одиноко бликует в лучах вечернего солнца увековеченный на портрете Ильич. Знакомый с детства коричневый лаковый стол венчают пожелтевший календарь, секретер, отвертки. По углам громоздятся стопки таких же пожелтевших бумаг. Становится неловко, что мы подсматриваем чужую – реальную – данность. Жизнь в это затянувшееся безмолвие возвращает неожиданно открывшаяся дверь. Вновь запускается конвейер – один за другим, меняясь, входят и выходят актеры. По крупицам, из обрывочных реплик, воссоздается небольшая картина жизни каждого из персонажей, непосредственно связанная с заводом, даже за его пределами.

Конвейер продолжает движение: впереди череда комнат, залов, помещений, воссоздающих атмосферу каждодневной жизни предприятия. «Музей», библиотека, столовая, зал собраний. Все можно потрогать, повертеть в руках и даже – внимание! - попробовать на вкус. Актеры своей «нетеатральной» манерой игры умело вовлекают зрителя в действие, поощряя стать его частью. Ощущение, что перед нами реальные работники завода, жизнь которых мы нагло подсматриваем, не покидает: так естественны и «человечны» их жесты, мимика, улыбки. Даже периодическое чтение текста «по папочкам» видится продуманным шагом по приближению к реальности. Только постоянные отсылки к прошлому в их историях напоминают о том, что перед нами все-таки актеры.

Такая близость актера к зрителю раскрепощает последнего: непрестанно слышится смех и радостный шепот. Спектакль не то чтобы веселый (хотя зачитанный на заседании отчет о хищении - в виде рэпа - определенно позабавил), но скорее очень добрый и душевный: описываемые советские реалии еще не успели перейти в область мифа, а встреча с чем-то знакомым всегда сулит радость. Впрочем, в драме не обойтись и без грустных и серьезных моментов. Вот история о покупке нового, «едко-голубого» москвича, перерастает в рассказ о любимой собаке, которую, погрузив в него, везли по соседней улице в последний путь. Вот кто-то из прессового цеха по неосторожности лишился пальца, да и вообще «там половина без пальцев ходила». Вот, наконец, на заседании принимается роковое, но неизбежное решение о закрытии предприятия, и каждый говорит свое последнее, невыразимо пронзительное в своей простоте, слово: что для него завод?

Затихает музыка, гаснет свет. Останавливается конвейер. Тот самый конвейер, по которому некогда двигались свеженькие автомобили, а рядом шли счастливые, улыбающиеся работники, решившиеся наконец на дорогую семейную покупку и, стоило им указать пальцем, как «вон тот вишневый москвич» спускался с ленты прямо им в руки!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
765
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
565
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
282
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
379

Другие новости