0
2628
Газета Культура Интернет-версия

11.04.2016 00:01:00

Здесь (не) живут люди

Тэги: театральный фестиваль, театральная премия, золотая маска, театр кукол, пермь, александр янушкевич


театральный фестиваль, театральная премия, золотая маска, театр кукол, пермь, александр янушкевич Сцена из спектакля. Фото с официального сайта фестиваля «Золотая маска»

«Толстая тетрадь» Аготы Кристоф, имеющая репутацию одного из самых страшных романов XX века, – тот случай, когда решающим художественным приемом становится особый угол зрения. Действие происходит в стране, воюющей на стороне Германии (Венгрия?). Два мальчика-близнеца, Клаус и Лукас, которых во время Второй мировой мать «эвакуировала» в захудалый городок к бабке, ведут дневник.

Жестокая реальность войны: голод и холод, убийства, холокост, психические и сексуальные расстройства, – все это заведомо лишено стороннего объективного взгляда и возникает сквозь призму видения детей. Правда, после «Толстой тетради» (1986) Кристоф написала еще два романа (и получилась так называемая трилогия близнецов), где под сомнение поставлена как достоверность зафиксированных в дневнике событий, так и само существование близнецов. Реальность постоянно ускользает, и кажется, изощренный рассказчик страдает раздвоением личности: он придумал себе брата, чтобы справиться с одиночеством.

Александр Янушкевич, режиссер спектакля Пермского театра кукол, поставил собственно «Толстую тетрадь», что, как правило, и происходит при постановке истории о близнецах. Спектакль начинается с появления мальчиков в доме их бабки, которую соседи зовут Ведьмой, и завершается расставанием братьев. В романе действие постоянно переносится из одного места в другое, у Янушкевича же оно замыкается в пределах хитроумной конструкции, изображающей старый дом (художник Татьяна Нерсисян): с окошками, дверьми, проемами, используя которые можно как бы раздвигать границы пространства. Кажется, все происходит в доме старухи. Хочется сказать – в Доме. С большой буквы. Для Янушкевича оказалось важно, что Кристоф оперирует вечными ценностями и понятиями – дом, семья, любовь, отношения мужчины и женщины, детей и родителей, – констатируя трагическую невозможность применить их в жизни в соответствии с неким божественным заветом.

Действующие силы в этом сценическом мирке, судя по назначению на роли, распределены весьма компактно. Клауса и Лукаса играют в живом плане Сергей Арбузов и Александр Шадрин – актеры молодые и юношески сложенные. На фоне остальных персонажей, искаженно-утрированных, близнецы представлены как обычные мальчики, глазами которых мы смотрим на действительность (в этом смысле спектакль можно считать монодрамой). Бабка представляется братьям злой и страшной – поэтому на актрисе Татьяне Смирновой темное покрывало, из которого торчат бутафорские руки-коряги, и огромная маска Бабы-яги. Надя Гапоненко, которой отданы все женские роли, кроме Старухи (и мать, и подружка близнецов Заячья Губа, и служанка кюре, испытывающая к мальчикам материнско-эротические чувства), существует чаще всего в живом плане. Ведь мужающие ребята воспринимают женщину в ее чувственно-телесной ипостаси, а это не передать куклой. В то время как мужчины для близнецов – персонажи функциональные, и логично, что Владимиру Пенягину, выступающему за кюре, книжника, сапожника, отца и т.д., приходится скрываться за куклы, объекты и предметы. Правда, он выходит и «вживую» – когда появляется на подмостках покойным дедушкой, и этот парадокс (умерший человек более осязаемый, чем живые) обусловлен прихотливостью детского сознания.

Здесь выразительно меняется оптика. С артистами, играющими близнецов, визуально смонтированы куколки Клауса и Лукаса: герои возникают то как самостоятельные рассказчики, то как объекты в чьих-то руках. Субъективная реальность, которая воплощена в границах театра предметов и кажется игрушечной, дополнена черно-белой кинохроникой. В спектакле вроде бы нет ничего пугающего. Музыка Александра Литвиновского легкая, светлая, чуть сентиментальная. Декорация будто с раскрашенной вручную открытки. Режиссер нашел верную интонацию: он не пугает зрителя, а удивляет его – через спокойную фиксацию событий. Вот Заячья Губа: не столько девчушка, сколько существо вне пола и возраста, ведущее себя почти как животное. Вот парализованная Старуха просит близнецов отравить ее, и те исполняют просьбу.

Эта постановка адресована, пожалуй, зрителям, не читавшим Аготу Кристоф. Тому, кто знает «Толстую тетрадь», в какой-то момент кажется, что режиссер слишком уж методично и линейно следует фабуле романа. И все-таки попытка воплотить его с помощью театра неживой материи (это будет корректнее, чем «театр кукол», поскольку здесь не так важна техника кукловождения) оправдала себя. На спектакле возникает то же ощущение, что при чтении книги: как будто ты находишься в темной незнакомой комнате, которую нельзя увидеть всю «как она есть»; и будто кто-то освещает фонариком отдельные детали, предлагая тебе сложить образ мира, как пазл. У Янушкевича кукла, неодушевленный объект, предмет парадоксальным образом воздействуют на подсознание зрителя, на ассоциативную память.

Есть в спектакле такой развернутый музыкальный момент. Надя Гапоненко в образе красивой молодой Служанки поет на немецком, аккомпанируя себе на аккордеоне, а под ее ногами в деревянный подпол вереницей спускаются бумажные человечки. Для тех, кто отправлял людей на «фабрику смерти», они тоже казались бесплотной массой. И вдруг вспоминается, как в «Ночном портье» Шарлотта Рэмплинг пела: «Leben, liebeichzuleben» («Жить, я люблю жить»). В контексте вопросов, поставленных Кристоф, это горькие слова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1497
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1098
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1254
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1303

Другие новости