0
738
Газета Экономика Печатная версия

14.02.2008

Южнокавказская РЖД

Тэги: кавказ, ржд


Возможность перехода железных дорог Южного Кавказа в концессионное управление России переполошила регион. Во вторник по этой причине фактически было сорвано заседание Координационного совета проекта железной дороги Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс (БТАК). На него не приехала грузинская делегация: в Тбилиси накануне разразился скандал вокруг собственных рельсов, на которые, как выяснилось, претендует РЖД. Перспектива получить российский участок в южнокавказской магистрали не устроила Баку и Анкару. Особенно на фоне уже перешедшей РФ железной дороги Армении.

В понедельник «НГ» сообщила о том, что Российские железные дороги (РЖД), взяв на 30 лет в концессионное управление Армянские железные дороги (АЖД) с возможной пролонгацией договора на 20 лет, на этом останавливаться не собираются. И хотя в списке претендентов на ГЖД нет РЖД, свои интересы она может реализовать через какую-то иную компанию. Ведущие грузинские эксперты-экономисты Нико Орвелашвили и Гия Хухашвили высказали предположение, что по прошествии какого-то времени РЖД может овладеть ГЖД – в истории грузинской приватизации есть примеры, когда тот или иной объект после цепочки перепродаж оказывался в распоряжении России.

Сам проект БТАК в Тбилиси тоже оценивается неоднозначно. Признавая его политическую значимость, эксперты не уверены в экономической целесообразности. Они полагают, что запуск в эксплуатацию новой железной дороги переориентирует грузопотоки в турецком направлении и тем самым снизит доходы и грузинских портов, и самой ГЖД. В свою очередь, участники проекта – Турция и особенно Азербайджан – в свете грядущей приватизации ГЖД вполне могли во вторник поставить ряд острых вопросов перед грузинской делегацией и даже потребовать гарантий по части реализации договора по БТАК. «Я не уверен, что у грузинской стороны нашлись бы ответы на закономерные вопросы азербайджанских и турецких партнеров», – сказал «НГ» Гия Хухашвили.

Официальные структуры по сути отказались комментировать причины отсутствия грузинской делегации в Баку. Ссылка на «плотный график» не выглядит убедительной, так как участники БТАК с заседанием Координационного совета связывали серьезные ожидания: планировалось обсудить подготовку строительства грузинского участка дороги, вопросы финансирования, а также ситуацию, связанную с планами РЖД на Южном Кавказе.

Сомнения в официальной версии срыва заседания вызывает и то обстоятельство, что на утреннем заседании парламента во вторник независимый депутат, доктор экономических наук Владимир Папава призвал правительство Грузии немедленно приостановить процесс приватизации ГЖД. «Первое, что сделала Россия в Армении, – переименовала Армянскую железную дорогу в Южнокавказскую. Мы сами себе создаем очень серьезную опасность, поскольку уже явно, в чьих интересах процессы, связанные с приватизацией железной дороги», – заявил Владимир Папава. После этого спикер Нино Бурджанадзе поручила профильным комитетам немедленно разобраться в происходящем и провести консультации с правительством.

«Я, конечно, не уверен, что мое заявление стало непосредственной причиной срыва заседания в Баку, как и в том, что оно будет услышано властями. Более того, учитывая опыт, могу предположить, что вопрос с концессионным управлением ГЖД уже решен в чью-то пользу», – заявил «НГ» профессор Папава. По его словам, проглядывавшиеся амбициозные цели России стали очевидными после переименования АЖД – только армянская дорога сама по себе никак не может отождествляться с Южнокавказской. «Но речь даже не о том, чтобы любой ценой не допустить россиян к управлению Грузинской железной дорогой. Это в конце концов практически едва ли возможно – существует масса обходных путей. Речь о том, чтобы не лишать Грузию экономических транзитных функций международного значения. Ведь ГЖД – это транспортный коридор между Азией и Европой, благодаря чему и является прибыльной компанией. С передачей же дорог в управление кому бы то ни было эти функции ослабнут», – считает Владимир Папава.

В среду в приватизационный процесс вмешался и Фонд «Открытое общество – Грузия» (Фонд Сороса), обнародовав итоги собственного исследования по ГЖД. Пространный документ содержит призыв к властям Грузии осуществить максимально прозрачный процесс приватизации дороги, но до этого подготовить пакет законодательных изменений, которые жестко определят порядок тарифного и технического регулирования, контроль за железнодорожным транспортом.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как сдержать удар объединенной Европы

Как сдержать удар объединенной Европы

Сергей Печуров

Крымская война стала ярким примером антироссийской коалиции

0
6058
Железные дороги России: от бесплатного наследия великой страны – к современной бизнес-корпорации

Железные дороги России: от бесплатного наследия великой страны – к современной бизнес-корпорации

Николай Писарев

Получится ли у РЖД Олега Белозерова повернуться к Пассажиру лицом?

0
807
Секреты гибридных войн

Секреты гибридных войн

Владимир Винокуров

Полная эволюция и типология современных конфликтов в одной книге

0
4089
РЖД делает выбор между кадровой оптимизацией и безопасностью

РЖД делает выбор между кадровой оптимизацией и безопасностью

Алексей Смирнов

Борьба за производительность труда в монополии больше похожа на масштабные сокращения персонала

0
2045

Другие новости

Загрузка...
24smi.org