0
1453
Газета Экономика Интернет-версия

14.02.2008 00:00:00

Южнокавказская РЖД

Тэги: кавказ, ржд


Возможность перехода железных дорог Южного Кавказа в концессионное управление России переполошила регион. Во вторник по этой причине фактически было сорвано заседание Координационного совета проекта железной дороги Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс (БТАК). На него не приехала грузинская делегация: в Тбилиси накануне разразился скандал вокруг собственных рельсов, на которые, как выяснилось, претендует РЖД. Перспектива получить российский участок в южнокавказской магистрали не устроила Баку и Анкару. Особенно на фоне уже перешедшей РФ железной дороги Армении.

В понедельник «НГ» сообщила о том, что Российские железные дороги (РЖД), взяв на 30 лет в концессионное управление Армянские железные дороги (АЖД) с возможной пролонгацией договора на 20 лет, на этом останавливаться не собираются. И хотя в списке претендентов на ГЖД нет РЖД, свои интересы она может реализовать через какую-то иную компанию. Ведущие грузинские эксперты-экономисты Нико Орвелашвили и Гия Хухашвили высказали предположение, что по прошествии какого-то времени РЖД может овладеть ГЖД – в истории грузинской приватизации есть примеры, когда тот или иной объект после цепочки перепродаж оказывался в распоряжении России.

Сам проект БТАК в Тбилиси тоже оценивается неоднозначно. Признавая его политическую значимость, эксперты не уверены в экономической целесообразности. Они полагают, что запуск в эксплуатацию новой железной дороги переориентирует грузопотоки в турецком направлении и тем самым снизит доходы и грузинских портов, и самой ГЖД. В свою очередь, участники проекта – Турция и особенно Азербайджан – в свете грядущей приватизации ГЖД вполне могли во вторник поставить ряд острых вопросов перед грузинской делегацией и даже потребовать гарантий по части реализации договора по БТАК. «Я не уверен, что у грузинской стороны нашлись бы ответы на закономерные вопросы азербайджанских и турецких партнеров», – сказал «НГ» Гия Хухашвили.

Официальные структуры по сути отказались комментировать причины отсутствия грузинской делегации в Баку. Ссылка на «плотный график» не выглядит убедительной, так как участники БТАК с заседанием Координационного совета связывали серьезные ожидания: планировалось обсудить подготовку строительства грузинского участка дороги, вопросы финансирования, а также ситуацию, связанную с планами РЖД на Южном Кавказе.

Сомнения в официальной версии срыва заседания вызывает и то обстоятельство, что на утреннем заседании парламента во вторник независимый депутат, доктор экономических наук Владимир Папава призвал правительство Грузии немедленно приостановить процесс приватизации ГЖД. «Первое, что сделала Россия в Армении, – переименовала Армянскую железную дорогу в Южнокавказскую. Мы сами себе создаем очень серьезную опасность, поскольку уже явно, в чьих интересах процессы, связанные с приватизацией железной дороги», – заявил Владимир Папава. После этого спикер Нино Бурджанадзе поручила профильным комитетам немедленно разобраться в происходящем и провести консультации с правительством.

«Я, конечно, не уверен, что мое заявление стало непосредственной причиной срыва заседания в Баку, как и в том, что оно будет услышано властями. Более того, учитывая опыт, могу предположить, что вопрос с концессионным управлением ГЖД уже решен в чью-то пользу», – заявил «НГ» профессор Папава. По его словам, проглядывавшиеся амбициозные цели России стали очевидными после переименования АЖД – только армянская дорога сама по себе никак не может отождествляться с Южнокавказской. «Но речь даже не о том, чтобы любой ценой не допустить россиян к управлению Грузинской железной дорогой. Это в конце концов практически едва ли возможно – существует масса обходных путей. Речь о том, чтобы не лишать Грузию экономических транзитных функций международного значения. Ведь ГЖД – это транспортный коридор между Азией и Европой, благодаря чему и является прибыльной компанией. С передачей же дорог в управление кому бы то ни было эти функции ослабнут», – считает Владимир Папава.

В среду в приватизационный процесс вмешался и Фонд «Открытое общество – Грузия» (Фонд Сороса), обнародовав итоги собственного исследования по ГЖД. Пространный документ содержит призыв к властям Грузии осуществить максимально прозрачный процесс приватизации дороги, но до этого подготовить пакет законодательных изменений, которые жестко определят порядок тарифного и технического регулирования, контроль за железнодорожным транспортом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Представители малых партий и самовыдвиженцы создадут впечатление высокой конкуренции

0
727
Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Ольга Камарго

70 лет Карлсону, 80 лет Пеппи Длинныйчулок, 105 – переводчице Лилианне Лунгиной

0
950
Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Анастасия Башкатова

Ключевым направлением для государства стало строительство ведомственных дата-центров

0
842
Пять книг недели

Пять книг недели

0
303

Другие новости