Около 35% россиян заявили, что стали реже покупать вино.
Фото агентства «Москва»
Производство водки и коньяка упало в этом году на 16 и 23% соответственно. А производство тихих и игристых вин выросло примерно на 7%. Социологи фиксируют стабильный интерес к потреблению вина в РФ, в том числе отечественного производства. По официальным данным, в РФ сокращается потребление алкоголя на душу населения. Россияне выпивают сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), алкогольных напитков почти в полтора раза меньше, чем, например, в Белоруссии, Латвии, Грузии и Румынии.
ВОЗ фиксирует сокращение в РФ потребляемого алкоголя на одного взрослого человека в течение календарного года. В 2007-м россияне, по данным ВОЗ, потребляли в среднем около 15 л чистого спирта в год. А в 2020-х этот показатель снизился до 10,5 л чистого спирта на каждого взрослого жителя старше 15 лет.
Мировым рекордсменом по потреблению алкогольных напитков в пересчете на чистый спирт является Румыния, где на каждого взрослого ежегодно приходится более 17 л. Отстает по душевому потреблению алкоголя Россия сегодня не только от Румынии, но и от Грузии (15,5 л), Латвии (14,7 л), Молдавии (14,1 л), Чехии (13,7 л) и Белоруссии (11,4 л) и еще примерно полутора десятка стран.
По данным Минздрава, в России потребление алкоголя за последние пять лет сократилось примерно на 11%. В докладах ВОЗ отмечается существенное сокращение «потребления алкоголя в нескольких наиболее населенных странах, таких как Российская Федерация, Турция и Украина, где были приняты решительные меры по повышению акцизов на алкоголь и ограничению его доступности». Правда, постоянное повышение акцизов на алкоголь стимулирует его домашнее производство.
О возвращении интереса россиян к самогоноварению свидетельствуют и данные российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, согласно которым после многолетнего падения употребление самогона с 2012 по 2020 год выросло в среднем по стране с 4,7 до 8,4% (см. «НГ» от 14.01.24). Поскольку для многих социальных групп покупка водки или коньяка в магазине является крайне редким и исключительным событием. Удельный вес респондентов, которые регулярно употребляют самогон, увеличивается после минимума, достигнутого в 2012–2013 годы. С тех пор доля регулярных потребителей самогона в городах выросла почти вдвое – с 5 до 10%. Доля постоянных потребителей самогона на селе приближается сегодня к 15%. Такие данные приведены в новом исследовании социологов Виктории Брюно и Маргариты Поздняковой из Института социологии РАН.
Если среди малообеспеченных россиян есть признаки роста потребления домашнего самогона, то в более обеспеченных слоях заметен рост интереса к вину. По статистике Международной организации винограда и вина (OIV), в прошлом году общий объем потребления вина в РФ увеличился на 2,4%. По общему объему потребления вина в 2024 году наша страна оказалась на седьмом месте, пропустив вперед США, Францию, Италию, Германию, Великобританию, а также Испанию. В этом рейтинге оценивается не душевое потребление вина, а общие объемы для страны в целом.
Аналитики холдинга «Ромир» составили усредненный портрет российского потребителя вина и игристых напитков. Выяснилось, что в этой категории заметно преобладают женщины – их доля достигает 69%. Большинство покупателей, 58%, состоят в браке, что может говорить о том, что вино часто покупается для совместного потребления или семейных событий. Самая активная возрастная группа среди ценителей вина – от 30 до 49 лет, на нее приходится ровно 50% покупателей. Среди любителей вина высок процент людей с высшим образованием – 58%. Почти половина потребителей, 49%, обладают средним уровнем дохода. При этом 33% покупателей проживают в домохозяйствах, состоящих из двух человек.
Парадоксально, но при росте производства и общего потребления россияне говорят в этом году, что стали реже покупать тихое или игристое вино. Хотя бы раз за год такие напитки покупало около 41,2% взрослых россиян. Средний чек на покупку вина или игристого составляет 551 руб. Покупательская активность в категории потребителей вина сегодня меняется, отмечают социологи.
Так, 11% россиян за последний год стали чаще приобретать вино, тогда как большинство (54%) сохранили прежнюю частоту покупок. В то же время 35% участников исследования отметили, что стали покупать вино реже. «Российский рынок вина демонстрирует устойчивый спрос, но с заметной сегментацией по возрасту, доходу и частоте потребления, – комментирует директор по работе с клиентами «Ромир» Маргарита Абрамкина. – Однако тренд на сокращение частоты покупок у 35% потребителей может сигнализировать о влиянии экономических факторов или об изменении потребительских привычек». «Потребление вина в России – это зеркало поколенческих ценностей. Молодежь воспринимает вино как элемент социализации: это поколение цифровой эпохи, где вино становится частью контента и впечатлений», – утверждает Абрамкина. Более старшие поколения возвращают вину статус семейного напитка. При этом представители поколения 45–60 лет чаще выбирают российские вина для праздников. А представители группы 60 лет и старше считают вино атрибутом гостеприимства, храня бутылку «на всякий случай».
Стабильный интерес к винам в РФ подтверждает официальная статистика его производства. За первые четыре месяца текущего года производство шампанских и игристых вин в РФ увеличилось на 6,9% (по данным Росалкогольтабакконтроля). За тот же период производство коньяка сократилось на 22,7%, а водки – на 15,6%.