0
1150
Газета Экономика Интернет-версия

22.06.2009 00:00:00

За спрос денег не берут

Тэги: кризис, автопром, бюджет


кризис, автопром, бюджет Дальневосточные дилеры не знают, что делать с продукцией отечественного автопрома.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В конце прошлой недели премьер Владимир Путин утвердил второй план антикризисных действий, рассчитанный до конца 2009 года. Документ определяет семь приоритетов работы правительства по стабилизации ситуации в экономике и социальной сфере. В их числе – активизация внутреннего спроса за счет импортозамещения и преференций отечественным производителям. Эксперты считают, что протекционистские меры отрицательно скажутся в долгосрочной перспективе: у бизнеса пропадает мотивация повышать конкурентоспособность, зато появляется соблазн повышать цену в отсутствие конкурентов.

Премьер сообщил о принятии нового плана антикризисных мер правительства в минувшую пятницу в Барнауле, где он провел заседание комиссии по региональному развитию. Предыдущий план из 55 антикризисных мер был принят в ноябре 2008 года. К лету власти посчитали его практически полностью исполненным, а Минэкономразвития разработало новый вариант документа, сроки реализации которого рассчитаны до конца года.

План состоит из семи приоритетов работы правительства – от гарантий защиты наиболее уязвимых социальных слоев граждан и борьбы с безработицей до обещаний поддержать национальную финансовую систему и проводить ответственную макроэкономическую политику, чтобы по итогам года удержать инфляцию на уровне 13%. Эксперты обращают внимание, что к приоритетам правительства отнесена активизация внутреннего спроса, в том числе за счет импортозамещения и введения преференций для российских товаров.

Протекционизм, безусловно, поможет отечественным производителям остаться на плаву. Вместе с тем предлагаемые меры снижают мотивацию бизнеса повышать в условиях кризиса рентабельность. Фактически речь идет о консервации существующей сегодня модели российской экономики – энергозатратной, с низкой производительностью труда, отсталыми технологиями.

Устойчивые пристрастия россиян покупать импортные товары, пусть дорогие, но более качественные, чем российские аналоги, сводят на нет усилия правительства по поддержке спроса. В частности, в бюджете-2009 предусмотрено 2 млрд. руб. на субсидирование железнодорожных перевозок автомобилей, произведенных в западных регионах России, на Дальний Восток. Кроме того, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) вдвое снизила ставки на доставку машин. Однако эти меры не помогли продвижению продукции российского автопрома на рынках субъектов, ориентированных на автомобильный секонд-хенд из Японии и Южной Кореи. По данным РЖД, в апреле на Дальний Восток перевезли всего 120 «Жигулей» и 40 Toyota Camry, собранных на заводе под Санкт-Петербургом. Дилеры признают, что не верят, что сумеют реализовывать здесь в больших объемах автомобили российского производства.

Таким образом, отечественный автопром от протекционизма мало что выгадал, зато в бюджете образовалась изрядная брешь после введения заградительных пошлин на ввоз в Россию подержанных иномарок. По состоянию на 17 июня сумма таможенных пошлин за ввезенные иномарки составила 3,5 млрд. руб., тогда как в прошлом году к этому моменту в казну поступило 17 млрд. руб.

Порочность политики протекционизма, по мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, подтверждает усиливающееся падение потребительского спроса в России. По данным Росстата, оборот розничной торговли в стране в мае сократился на 5,6% по сравнению с маем прошлого года. Показатель розничного оборота впервые ушел в отрицательную зону в феврале, оказавшись на 1,4% ниже прошлогоднего, и продолжил падение: в марте – на 3%, в апреле – на 4,5%.

«Защита внутреннего рынка от импорта – стратегически проигрышный подход. Таким путем можно лишь частично стимулировать спрос по ограниченным видам деятельности. Например, в сельском хозяйстве или пищевой промышленности», – говорит Николаев. По его мнению, предлагая такое решение, власти не учитывают элементарной психологии российского потребителя, который не желает мириться с тем, что чиновники пытаются его лишить права выбора. Это приводит к протестным настроениям, когда люди отказываются приобретать тот товар, который им навязывают власти.

«Время идет, кризис углубляется, а очевидного положительного эффекта нет», – резюмировал Николаев. Его слова подтверждают данные Росстата: в мае зафиксировано рекордное падение в промышленности – на 17,1%, а также резкое – на 23,1% – падение инвестиций в основной капитал. Причем инвестиции в основной капитал неуклонно сокращаются последние месяцы: в марте на 15,4%, в апреле на 16,2%. За пять месяцев падение инвестиций в основной капитал составило 17,7%. Это подтверждает обоснованность предварительного прогноза Минэкономразвития о сокращении инвестиций в российской экономике по итогам года на 23–25%.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
1585
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
2622
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
3898
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
2929

Другие новости