Причастные к победившей «Трассе»: генпродюсер онлайн-кинотеатра Okko Гавриил Гордеев и продюсеры компании «Среда» Александр Цекало и Иван Самохвалов. Фото Петра Кузнецова
13 мая в Москве в Центре международной торговли прошла торжественная церемония вручения XII премии АПКиТ (Ассоциация продюсеров кино и телевидения). В этом году на профессиональный приз претендовали 33 фильма и сериала производства 2024 года. Ведущие российские продюсеры наградили лауреатов в 25 номинациях.
Церемонию вручения открыли, как всегда, члены правления ассоциации Сергей Сельянов и Александр Акопов. И как всегда, вручение началось с условно второстепенных номинаций – лучшая работа художника по гриму, лучшая работа звукорежиссера, лучшие визуальные эффекты и т.д.
Как водится, каждый награждаемый пускался в длинные благодарности – холдингу, в котором… видеоплатформе, на которой… А также режиссеру, продюсерам, коллегам, семье – именно в такой последовательности. (В итоге вся церемония выльется в пятичасовое действо, и кто-то со сцены даже назовет ее «подзатянувшимся праздником».)
На предшествующем награждению фуршете случилась сенсация в виде появления живущего уж лет пять в США Александра Цекало, впервые за это время вместе с американской женой посетившего родину. Неудивительно, что, несмотря на начавшуюся церемонию, за столиками горячо обсуждалось, специально ли он приехал на АПКиТ (сериалы «Трасса» и «Золотое дно» его продюсерской компании «Среда» были номинированы в нескольких категориях), призвали ли в отчизну бизнес-интересы, задержится ли он тут и т.д. (Кстати, последний раз в общественном пространстве пару видели в качестве молодоженов как раз на АПКиТ).
Глас народа был – вон как в своих америках похудел и, кажется, даже уменьшился ростом, что рядом с молодой эльфообразной супругой, которая выше его на голову, прям бросается в глаза. Супруга Дарина Эрвин пользовалась не меньшим вниманием собравшихся – в чем таком одета, да почему худа до дистрофичности, и как они с мужем держатся друг с другом (а держались они за руки, так что соцсети, который год хоронящие их брак, оказались посрамлены).
В общем, хлебом нас не корми – дай обсудить ближнего, особенно такого умного, ироничного и успешного, как Саша Цекало.
Настоящая интрига началась после объявления номинации «Лучшая оригинальная музыка к сериалу» и возгласа «вручанта» Дианы Арбениной: «Оживаем, люди! Давайте еще раз встретим нас овациями!» Наградили в ней сериал «Плевако», что же до самой певицы – фильм «Арбенина» Ангелины Ашман, лучшего на сегодняшний день российского документалиста, был одним из трех номинантов в категории «Лучший документальный фильм», он из линейки документальных оригинальных проектов Kion про современных кумиров и их личные истории. Помнится, в свое время режиссер была поражена степенью откровенности своей героини, а та заявила: «Такого дока нет ни про кого. Это честная, открытая работа, пропитанная любовью и отвагой».
Однако победу присудили другому фильму, «Алексей Леонов. По самому краю» – подозреваю, не в последнюю очередь выбирали по значимости профессии героя. Что не помешало великолепной Арбениной на афтепати после церемонии закатить великолепный же концерт и быть при этом предельно заводной и заразительной.
А вот номинация «Лучший документальный сериал» не разочаровала: награду получил режиссер Иван Юдин за свои «Тайны Карениной», обойдя насущный «Вас беспокоят из банка» и вполне качественный «Земля виноделов». «Тайны Карениной» – первый российский сериал, снятый в уникальном экспериментальном жанре, и – то самое, что случается редко и зовется киноискусством.
В категорию «Лучший комедийный сериал» вошли «Инспектор Гаврилов», «Макрон», «Мамонты», «Новые Жуки» – победил «Инспектор Гаврилов», хотя награжден мог быть любой проект из этого списка: все они сняты на примерно одинаково хорошем уровне.
Вопреки предположениям, в номинации «Лучший полнометражный художественный фильм» победил не «Воздух» Алексея Германа и не «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина, а наивная ненаучно-фантастическая картина «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко (который, получая награду, заявил: «А вот я бы дал ее за свой любимый фильм года – «Мастера и Маргариту»).
В двух категориях – «Лучшая сценарная работа» и «Лучший онлайн-сериал (7 и более серий)» номинанты совпали: и там, и там в списке значились «Золотое дно», «Первый номер» и «Трасса». И там, и там победила «Трасса» (сценарист Олег Маловичко, режиссер Душан Глигоров) – детективный триллер против драм.
Глигоров очень серьезный режиссер, что подтверждает его недавно вышедший «Аутсорс» – суть глубокое философское высказывание и, может, самый сильный сериал последних лет, однако «Трасса» кажется парафразом его «Хрустального», пару лет назад тоже получившего всеобщее признание и премию АПКиТ. Справедливее было бы разделить сценарный приз между «Золотым дном» и «Первым номером» (оба написаны Сергеем Минаевым и Дмитрием Минаевым)? Не знаю, наверное... «Трасса» в этот раз точно рулила – «Лучшая операторская работа» (Батыр Моргачёв) присуждена была также ей.
Три награды оказались и у сериала «Золотое дно» (режиссер Илья Ермолов) – за кастинг, в номинации «Лучший актер сериала» (победил Алексей Гуськов, конкурировавший с Милошем Биковичем в «Дайте шоу!» и Юрием Стояновым в «Мамонтах») и в номинации «Лучшая актриса сериала» (победила Юлия Снигирь, конкурировавшая с Викторией Исаковой в «Детях перемен» и Кариной Разумовской в «Трассе»).
Получается, на премии АПКиТ Александр Цекало появился не просто так, а как ее главный триумфатор.
Лучшим режиссером 2024 года, по мнению продюсерского сообщества, стал Клим Козинский с сериалом «Первый номер» (другие претенденты – Никита Власов, «Комбинация», Юрий Быков, «Лихие», Душан Глигоров, «Трасса»). Кто не видел, «Первый номер» снят современно, хлестко, дерзко, провокативно, захватывающе и очень смешно, кто не знает – Клим Козинский считается одним из самых перспективных творцов в нашем медиапространстве.