Премьер-министр Ираклий Кобахидзе надеется на перезагрузку отношений Грузии с США. Фото с сайта www.gd.ge
С того момента, как премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе обратился к президенту США Дональду Трампу с открытым письмом, в котором пожаловался на безразличие Вашингтона к Тбилиси, прошло четыре дня, однако американские власти продолжают хранить молчание. Правительство «Грузинской мечты» решило подкрепить заявление резолюцией парламента и словами главы МИД Маки Бочоришвили, но и это не помогло. В то же время в ЕС заявили о начале «развода» с Грузией.
Парламент Грузии принял резолюцию, в которой сказано, что так называемый «Акт дружбы» (MEGOBARI act), предусматривающий санкции против членов правящей элиты страны, их родственников и всех, кто связан с ними, основан на ложной информации.
Так, депутаты утверждают, что отката от демократии в стране нет, Грузия не сближается Россией и Китаем и не блокирует евро-атлантическую интеграцию.
«По оценке парламента Грузии, жесткое, несправедливое отношение к стране и двойные стандарты могут быть вызваны только одним – «глубинное государство» не могло простить Грузии невыполнение требования, выдвинутого представителем «глубинного государства» во время встреч с высокопоставленными должностными лицами правительства, об «открытии второго фронта», – сказано в резолюции парламента.
Также там говорится, что Тбилиси надеется на победу администрации Трампа над его внутренними противниками, после чего США «вернут себе былую славу, которую они заслужили за 200 лет». Грузинские депутаты еще раз напомнили, что готовы сотрудничать с американскими коллегами ради улучшения отношений между Тбилиси и Вашингтоном.
Параллельно с этим Бочоришвили рассказала, что Грузия продолжает считать себя стратегическим партнером США, но ей важно знать, что об этом думают американские власти. «Конечно, важно знать, какие позиции существуют в Белом доме относительно того, как должны строиться отношения с Грузией. Еще раз подчеркиваем, что для Грузии стратегическое партнерство с США является очень важным и заслуживающим внимания вопросом, который требует своевременного обозначения определенных позиций», – сказала министр.
Тем временем другой стратегический партнер республики – Евросоюз охотно комментирует двусторонние отношения, не особо подбирая для этого вежливые слова. Например, как сказал премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель, ЕС сделал Грузию кандидатом на вступление в организацию, но вместо того чтобы начать медовый месяц, Тбилиси выбрал развод. «Мы должны быть честны с ними: если они пойдут не тем путем, они отдалятся от европейского будущего еще дальше», – заключил Беттель.
Посол Евросоюза в Грузии Павел Херчински заявил, что вместо защиты прав человека и развития демократии «Грузинская мечта» развернула репрессии. Например, дипломат сообщил, что последние несколько месяцев противников властей избивают и запугивают, а оппозиционные партии пытаются запретить. «Именно поэтому мы, как Евросоюз, пытаемся ввести санкции против лиц, ответственных за насилие», – отметил Херчински.
«Грузинские власти каждый день говорят о том, что ожидают ответа от США. Конечно, у оппозиции еще со времени правления Михаила Саакашвили остались сильные связи в Конгрессе, поэтому там приняли MEGOBARI act. Видимо, кому-то не понравилось, что Грузия из неправительственной организации превратилась в суверенное государство. В то же время «Грузинская мечта» целиком поддерживает Трампа и ждет от него взаимности. Пока же за все время его второго президентского срока мы услышали только пару фраз о том, что Грузию России сдал не он, а Джордж Буш-младший. Примерно то же самое он постоянно говорит об Украине», – заявил «НГ» политолог Гиа Абашидзе.
В целом эксперт признает, что Тбилиси никогда не входил в топ приоритетов американской внешней политики. С его точки зрения, республика может быть на четвертой странице перечня вопросов, с которыми работает Вашингтон. «Трамп известен как бизнесмен-хищник. При этом Грузия даже с учетом разговоров о «Срединном коридоре» не может принести ему ощутимой прибыли», – полагает Абашидзе.
В связи с этим он не исключил, что Трамп может проигнорировать призывы «Грузинской мечты» начать отношения с чистого листа и ввести вместо этого новые санкции. В таком случае стратегическое партнерство между странами скорее всего сохранится только на уровне оборонных ведомств и правоохранительных органов.
«В этих условиях Тбилиси продолжит многовекторную политику. Ранее санкции против республики приняли Украина и некоторые страны ЕС, но она все еще дружит с ними в одностороннем порядке. «Грузинская мечта» исходит из того, что политики не должны мешать дружбе народов. Скорее всего то же самое будет с США. Так будет продолжаться до завершения боевых действий в Украине, после чего есть надежда на кардинальный пересмотр всех вопросов», – заявил Абашидзе.