0
1769
Газета Образование Печатная версия

31.01.2012

Теперь общественное благо

Тэги: образование, закон


образование, закон Что получится в итоговой версии закона об образовании, точно не знает пока никто. Полная ясность появится после выборов.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Доработанная версия закона об образовании появилась на сайте Министерства образования и науки РФ непосредственно перед новогодними праздниками. То ли по этой (праздничной) причине, то ли по причине того, что в новой версии все-таки учтены самые спорные моменты в пользу «большинства», – бурного обсуждения пока обнародованный документ не вызвал. Возможно, дебаты начнутся в апреле. На это время назначен срок рассмотрения законопроекта в ГД РФ.

На поверхностный взгляд все предельно корректно. Такое впечатление – документ не должен раздражать общество. И даже в самом начале текста о стандартах особо выделено, что образование - «общественно значимое благо». Очевидно, что сделано это намеренно, чтобы снять раздражение оппонентов проекта, считающих, что образование стало «услугой». Более точно опасность такого «невинного пункта» разъясняли ранее правоведы, пояснившие, что неясность формулировки порождает возможность перехода образовательных отношений из сферы публично-правовых к частно-правовому регулированию. Что, в свою очередь, означало бы, например, что вуз не сможет без суда даже отчислить студента за неуспеваемость.

И простой расшифровкой слова «образование» дело в новом варианте тоже не ограничилось. Теперь разработчики старательно закрепляют и другие понятия, наиболее часто встречающиеся в документе. Во-первых, чтобы не было путаницы в дальнейшем в головах у всех... без исключения (стоит напомнить, что в определениях раньше путались и сами чиновники, давая комментарии СМИ). Во-вторых, чтобы направить течение дальнейшей критики по более конструктивному руслу.

Уровни образования документ закрепляет сегодня так: дошкольное, начальное (общее), основное (общее), среднее (общее), среднее профессиональное, высшее (бакалавриат), высшее (магистратура), высшее – подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура. А докторантура, согласно новому проекту, выводится из перечня образовательных программ и уровней образования. Надо отметить, что подготовка научно-педагогических кадров, приравненная к ординатуре, вводится впервые. Это веяние идет к нам с Запада. У всех было опасение, что ликвидируют педвузы. Пока их не трогают, но подготовку учителей все же незаметно перевели на более высокий уровень. Уже в этом учебном году ряд известных вузов объявили набор на магистерские программы.

Новый вариант закона наводит порядок в отношении экстерната. Теперь четко обозначено, что экстернат не является формой обучения. Он всего лишь инструмент для обеспечения прохождения промежуточной и итоговой аттестации и получения соответствующего документа об образовании. И уже более четко прописана возможность получения альтернативного образования («неформального, информального и др.»). А также возможность получения внебюджетными образовательными учреждениями госфинансирования.

Что касается наиболее спорных вопросов, то закон устраняет понятие «вид образовательного учреждения», устанавливая понятие «тип» (то есть заведения теперь делятся по уровням образовательных программ). Напомним, что ранее в обществе накопилось раздражение по поводу всякого рода специализированных школ (сразу скажем: речь не шла о коррекционных). Хотя педагогическое сообщество в то же самое время резко возражало против «уничтожения» английских спецшкол, полагая, что очень важно сохранять «островки благополучного образования». Сегодня ситуация разрешена вот таким способом.

Идя навстречу общественности, разработчики внесли в новый вариант закона пункт об учреждении институтов профессионально-общественной аккредитации. И новый документ запрещает теперь учителям школ репетиторствовать в собственном учреждении.

Работа над документом, по словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, будет еще продолжена. Хотя в блогах ньюсмейкеров от образования (где они более открыто ведут себя, чем со СМИ) уже начинает проскальзывать и такое мнение: стоит ли чиновникам сразу идти на поводу у общественности и срочно бросаться от одних изменений к другим. Подобное шарахание свидетельствует всего лишь об отсутствии собственной позиции. На всех ведь не угодишь, а вот определенную логику и последовательность законопроекта разрушить можно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В борьбе с коррупцией ищут новые методы

В борьбе с коррупцией ищут новые методы

Екатерина Трифонова

Госслужащие балуют себя премиями и чинами, а депутаты не сообщают о конфликте интересов

0
720
Киев и Будапешт выходят на новый виток противостояния

Киев и Будапешт выходят на новый виток противостояния

Татьяна Ивженко

Украинская сторона надеется, что ЕС введет санкции против Венгрии

0
2430
Чем меценатство на Западе отличается от России

Чем меценатство на Западе отличается от России

Елизавета Авдошина

На Культурном форуме обсудили проблемы государственно-частного партнерства

0
971
Адвокаты беспокоятся об осужденных и госбюджете

Адвокаты беспокоятся об осужденных и госбюджете

Екатерина Трифонова

В российском правосудии есть что поменять и кроме металлических клеток

0
1684

Другие новости

Загрузка...
24smi.org