Фото Sputnik/Kristina Kormilitsyna/Pool via REUTERS
Президент России Владимир Путин поручил создать в стране единый штаб по развитию и руководству деятельностью в сфере искусственного интеллекта (ИИ). Это было объявлено на X Международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey 2025. Путин подчеркнул, что в стране требуется реальный административный штаб, который будет координировать все направления работы в области ИИ, охватывая отрасли, регионы, министерства и ведомства. Такой штаб нужен для уверенного и наступательного развития ИИ в России, чтобы обеспечить технологическую независимость и суверенитет страны, а также контролировать весь процесс – от создания национальных языковых моделей до внедрения продуктов на базе ИИ.
Правительство РФ и региональные власти должны будут сформировать национальный план внедрения генеративного ИИ на уровне страны и ее субъектов с целью применения ИИ во всех ключевых отраслях экономики к 2030 году. Через пять лет вклад систем искусственного интеллекта в ВВП России должен составить около 11 трлн руб.
По существу, речь идет о мегапроекте, аналогичном по масштабу и задачам советским атомному и космическому. Путин и сам неоднократно проводил такие параллели, подчеркивая стратегическую важность ИИ как «не менее значимого, чем атомный или ракетный проект СССР». В каждом из приведенных случаев – это централизованный подход, объединяющий тысячи ученых, инженеров, специалистов, управленцев под жестким контролем государства.
Для президента России обращение к теме развития ИИ – не одномоментная интенция. Так, в 2023 году на AI Journey 2023 Владимир Путин заявлял: «В ближайшее время будет подписан указ президента и утверждена новая редакция Национальной стратегии развития искусственного интеллекта. Прежде всего речь о расширении фундаментальных и прикладных исследований в области генеративного искусственного интеллекта и больших языковых моделей».
Однако и проблемы в данном случае тоже схожи с проблемами советских мегапроектов: бюрократия и закрытость как тормоз инноваций; огромные затраты (СССР тратил до 5% ВВП на космос, рискуя экономикой) плюс этические дилеммы. Другими словами, ИИ-штаб может повторить успех в координации (как в СССР, где это дало лидерство в ядерно-космической деятельности), но рискует тем же – переизбытком регуляций, утечкой мозгов или фокусом на «государственные» цели вместо рыночных. Скорее всего ИИ-штаб будет изучать эти уроки и учитывать риски.
Кстати, и уже упомянутый этический аспект развития технологий ИИ может оказаться гораздо более значимым, чем в 50–60-е годы прошлого века. Не далее как в конце сентября 2025 года коалиция более чем из 200 лидеров науки, 10 нобелевских лауреатов и ученых из OpenAI, Google DeepMind и Anthropic на Генеральной сессии ООН призвала установить юридически обязательные красные линии для развития ИИ. Инициатива требует запрета на опасные применения ИИ с целью предотвратить риски для человечества.
Список таких юридически обязывающих красных линий еще не утвержден. Но приводятся примеры: запрет на использование ИИ в производстве оружия без значимого человеческого контроля; применение ИИ для массовой слежки и социального скоринга (системы оценки людей по их социальным характеристикам и через это – управление их поведением); разработка систем, способных к неконтролируемому самовоспроизведению.
Да и социально-экономическая эффективность тотального внедрения ИИ не очевидна. «Крестный отец» ИИ лауреат Нобелевской премии Джеффри Хинтон, например, напомнил: «Сомневаюсь, что ИИ создаст столько же рабочих мест, сколько заменит. Он создаст позиции вроде промпт-инженеров, но их количество будет далеко от того, сколько он уничтожит».
Любопытно, что сказано это было в тот же день, что и выступление Путина на AI Journey 2025.

