0
2699
Газета Образование Печатная версия

03.08.2016 00:01:00

Ребенок не обращает внимания на скучное

Зачем так важно понять работу головного мозга

Тэги: аси, наука, головной мозг, обучение, школа, дети


аси, наука, головной мозг, обучение, школа, дети Физкультура делает мозг более восприимчивым к знаниям. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

На пленарном заседании форума АСИ (Агентства стратегических инициатив) обсудили стратегию развития российской экономики до 2035 года. И заявили о том, что современное общество находится в процессе масштабного сдвига, когда на первое место выходит заинтересованность человека в том, что он делает, а не потребность в удовлетворении голода.  

Форум АСИ, как и все другие мероприятия агентства, проходил с агитационной наглядностью и поражал присутствующих своей нацеленностью в будущее. Вообще у тех, кто слушает докладчиков агентства даже не в первый раз, почти всегда остается ощущение ирреальности происходящего. А у критически настроенных ученых разработки АСИ подчас вызывают даже легкое раздражение.

Кстати, недавно происходило обсуждение Стратегии научно-технологического развития РФ на долгосрочный период, к которой тоже приложили руку специалисты агентства. Документ был выложен в Сеть, и публичное обсуждение его было не просто очень жарким, оно еще явственней выделило две стойко сохраняющиеся позиции на вопрос о будущем отечественной науки.

Если кратко, то сегодня существует два подхода к рассматриваемому предмету. Первый, условно назовем его «академический», основывается на том, что России нужно слезать с «технологической иглы» и развивать свою фундаментальную науку. Второй подход можно назвать «менеджерским», можно более политкорректно – «прикладной», суть его в том, чтобы государственная политика в сфере науки и технологий была ориентирована главным образом на поддержку прикладных исследований и разработок.  

На этот раз форум АСИ рассматривал экономические вопросы. В обозримой исторической перспективе акцент делается на человека и гуманитарные ценности. А помощник президента РФ Андрей Белоусов выделил три перспективных направления, которые будут развиваться опережающими темпами в мире: медицина (в частности, ученым предстоит расшифровать геном человека, понять работу головного мозга, индивидуализировать лечение различных заболеваний), внедрение инновационных интернет-технологий, а также совершенствование системы управления. 

Грех не дать иллюстрацию к словам помощника президента. Буквально на днях одно из издательств выпустило в свет давно известную на Западе книгу Джона Медины «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям». И хоть подобными книгами искушенного российского читателя особо не удивишь, на издание немедленно обратили внимание основные спикеры образования. Да и выступления на панелях вышеупомянутого форума очень сильно перекликаются с тезисами данной книги. 

Начнем с самого «модного». Джон Медина ставит под сомнение существующую систему обучения. «Если бы вы поставили перед собой цель создать учебную среду, абсолютно препятствующую хорошей работе мозга, то она была бы похожа на класс», – пишет он в своей книге.

«Мозг не обращает внимания на скучное», – напоминает автор-нейробиолог. А также – чтобы лучше понять и запомнить информацию, необходимо задействовать несколько чувств восприятия. 

Далее автор продолжает наступление на школу. В школе ребенок очень долгое время проводит за партой. Между тем человеческий мозг на протяжении всей своей эволюции развивался в процессе тяжелого труда, постоянно меняющейся обстановки, новых вызовов и преодоления расстояний свыше 19 км в день. Физическая активность совершенствует детей, говорят сегодня уже многочисленные исследования. 

А далее еще интересней. «Существующая система базируется на ожидании, что результаты обучения должны быть достигнуты к определенному возрасту... – пишет Медина. – Ученики одного возраста обладают разными интеллектуальными способностями. Отличия между учениками могут серьезно повлиять на работу в классе. Например, около 10% учеников не смогут читать в том возрасте, в котором мы ожидаем этого от них, из-за недостаточно сформированной «проводки» мозга». Цитировать Медину можно долго, но главное уже понятно и из этих фрагментов. Все, к чему нас призывает нейробиолог, – это лучше узнать свой мозг. А затем задать простой вопрос: почему мы делаем все не так, как это нужно для развития нашего мозга? 

Возможно, форум АСИ, как и Медина, способен сегодня больше оглушить нас вопросами, чем дать на них конкретный ответ.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Путин подписал указ об освобождении Василия Лихачева от обязанностей члена ЦИК РФ

Путин подписал указ об освобождении Василия Лихачева от обязанностей члена ЦИК РФ

0
606
Выборы в два с лишним тура, за поражение власти приходится отвечать одной Памфиловой

Выборы в два с лишним тура, за поражение власти приходится отвечать одной Памфиловой

Иван Родин

0
1282
Ученые  и армия

Ученые и армия

Сергей Першуткин

Как увеличить вклад фундаментальной науки в укрепление обороны и безопасности страны

0
1099
Режиссер без фиги в кармане

Режиссер без фиги в кармане

Максим Артемьев

Леонид Гайдай – раньше, сейчас и навсегда

0
642

Другие новости

Загрузка...
24smi.org