0
4248
Газета События Интернет-версия

20.07.2016 00:01:00

Имама привлекли за экстремизм второй свежести

Тэги: ислам, имам, махмут велитов, хизб уттахрир


ислам, имам, махмут велитов, хизб ут-тахрир Как бы ни закончился процесс, имам Велитов лишится своей должности в мечети. Фото РИА Новости

Шейх Махмут Велитов, имам московской мечети «Ярдям» в Отрадном,  был задержан правоохранительными органами в понедельник, 12 июля, и до 27 августа помещен под домашний арест. Ему было предъявлено обвинение по части 2 статьи 205 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма).

Велитова обвиняют в том, что 23 сентября 2013 года во время дневных молитв в мечети он выступил с речью, косвенным образом оправдывающей деятельность Абдуллы Гаппаева, члена запрещенной в РФ «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (ХТИ, Партия исламского освобождения). Поводом к его речи послужило то, что десятью днями ранее, 13 сентября, Гаппаев был расстрелян неизвестными возле своего дома в Кизляре. Убийство, как можно предположить, было связано с тем, что в апреле того же года в качестве свидетеля со стороны защиты он был задействован в судебном процессе над участниками организации, остановленными полицией в ходе свадебного автопробега с знаменами ХТИ – черными и белыми полотнищами с Шахадой, мусульманским исповеданием веры. Известно также, что Гаппаев был сторонником и близким другом Мухаммада Магомедова – дагестанского активиста ХТИ, главы местного оппозиционного мусульманского объединения «Союз справедливых».

Защищать Велитова взялся известный среди российских мусульман адвокат Дагир Хасавов. Хасавов сообщил, что его подзащитный дал показания и частично признал свою вину: он подтвердил, что поддержал этого человека, но уточнил, что не знал тогда, что тот состоит в запрещенной организации. Никакого отношения к «Хизб ут-Тахрир», по словам адвоката, его подзащитный не имел и не имеет. Примечательно, что уголовный процесс в связи с высказыванием Махмута Велитова стал одним из первых дел, ставших возможным благодаря «пакету Яровой», увеличившим срок давности экстремистских статей до 5 лет.

Другие мусульманские деятели защищать Велитова не стали и лишь опасаются, как бы это дело не ударило по ним самим. Муфтий Москвы и Центрального региона Альбир Крганов (Московский муфтият) выразил свою надежду на то, что процедура судопроизводства будет открытой, справедливой и что ее выводы не будут экстраполированы на «традиционные религии». Главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов (ДУМ РФ, бывший Совет муфтиев России) также поспешил откреститься от Махмута Велитова, заявив, что «Ярдям» «существует немного обособленно, как отдельное государство: со своими порядками, со своими законами. К сожалению, эти порядки не всегда соответствуют неким нормам ислама, и от мусульман порой слышишь много жалоб по этому поводу».

Исламовед, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов в беседе с «НГР» кратко рассказал об истории мечети и предположил, что вопрос сейчас в том, кому ее могут отдать после отстранения Велитова. «Это одна из тех немногих мечетей, которые были построены уже в постсоветское время, – говорит Сулейманов. – Сложность там в том, что Ряшит Баязидов – бизнесмен, который ее строил, – сам претендовал на роль своего рода хозяина этой мечети, у него был конфликт с имамом, но потом ситуация замялась, и Махмут Велитов там работал. Как и во всех мечетях Москвы, до 90% прихожан там составляют мигранты, а духовенство в большинстве своем все же татарское, несмотря на то, что главную роль в приходской жизни общин играют выходцы с Кавказа и из Средней Азии. Велитов известен тем, что в начале 2000-х годов выпустил видеоролик с критикой Талгата Таджуддина. Кроме того, он – один из немногочисленных теперь уже имамов, которые закончили в свое время бухарское медресе Мири  Араб. Из таких «бухарских» имамов в Москве остался только Равиль Гайнутдин. Учитывая то, какую большую роль играют в мечети Велитова мигранты, в том числе и кавказцы, ясно, что кто-то хочет его убрать. Я не думаю, что это подковерная игра Таджуддина. Дело в том, что даже если дело окончится условным сроком (хотя по законам Яровой теперь дают реальный срок от двух лет), то для него в любом случае дело закончится окончанием его карьеры как официального религиозного деятеля, он больше не сможет занимать должность имама. Кто его хочет убрать – непонятно. Я выскажу такую версию: может случиться ситуация, есть такие примеры, особенно на Урале, когда имама одной религиозной общины арестовывают, заводят уголовное дело, а саму мечеть, общину передают другому муфтияту. В любом случае удар наносится по авторитету Равиля Гайнутдина, поскольку он возглавляет Совет муфтиев России, а Велитов входил в его состав».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
926
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1589
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1155
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
615

Другие новости