0
1471
Газета День в Истории Интернет-версия

05.02.2013 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 5 февраля

Тэги: история, кино


история, кино Шарлотта Рэмплинг начинала в легких комедиях. Оттуда – умение быть в центре внимания зрителя.
Фото Reuters

Век живи – век учись. Мне, старому собачнику (хоть давно уже собачнику-заочнику, если можно так выразиться), был, конечно, давно известен ходячий афоризм: «Чем больше я познаю людей, тем больше люблю собак». Но лишь теперь узнал, кто сказал это первым. Не Генрих Гейне и не Бернард Шоу, а французская писательница и светская дама маркиза де Севинье (Мари де Рабютен-Шанталь), родившаяся 5 февраля 1626 года (ум. 1696).

Писательская работа ее – по три-четыре письма в неделю к дочери в течение без малого 30 лет. Это подробные рассказы обо всем, что происходило тогда в Париже, соседство и взаимовлияние жанров: очерка (в том числе светского и судебного), литературной критики, афористики, философской эссеистики, просто исповеди, наконец. Вообще эпистолярный жанр, как известно, служит лабораторией прозы, предлагает и пробует на ощупь пути ее развития. И европейский роман потом во многом опирался на наследие мадам де Севинье, даже не прибегая к форме романа в письмах.

Хроникерство и зоркость наблюдения за знаменитыми людьми, за завсегдатаями салонов сочетались у нее с лирическим настроением как умением поддерживать свою профессиональную форму, что ли. И все это глубоко частное по своей природе. Лучше писем тут ничего не может быть.

А ведь бывает на свете словесность совсем другого рода. 5 февраля 1804 года родился Юхан Людвиг Рунеберг (ум. 1877), финский поэт именно что национальный (хоть и писал на шведском языке). Национальный романтизм – этап в развитии многих культур, соответствовавший формированию государств и весьма обоюдоострый, как показал исторический опыт. Многие стихи Рунеберга сделались в Финляндии чем-то вроде эпоса, а одно из них, «Наша земля» (переведенное на русский язык самим Блоком), стало национальным гимном.

Еще более разителен казус соседа по календарю – немецкого композитора Карла Альберта Германа Тейке (1864–1922). Музыкант военного оркестра, он лишь на досуге играл в оркестре городского театра в Ульме; потом перешел служить в полицию. И это точно соответствует системе приоритетов. В итоге большинство сочинений Тейке – военные марши. Как там у Мандельштама? «...Литература везде и всюду выполняет одно назначение: помогает начальникам держать в повиновении солдат и помогает судьям чинить расправу над обреченными». И когда мы говорим, например, о сегодняшней немецкой культуре, то не всегда отдаем себе отчет в том, что основывается она на глубоком посттоталитарном разгосударствлении и демилитаризации. На том, замечу в скобках, что как воздух необходимо посттоталитарным нам.

Сегодня есть хороший календарный повод вспомнить немецкие исторические сюжеты из века минувшего. С ними тесно связана творческая биография английской актрисы Шарлотты Рэмплинг, родившейся 5 февраля 1946 года и славой своею обязанной прежде всего двум фильмам: «Гибели богов» Лукино Висконти и «Ночному портье» Лилианы Кавани. Между этими лентами – тесная внутренняя связь: общность жизненного материала, неизбывная проблематика европейского искусства новейших времен.

Случайная, но выразительная подробность: отец Шарлотты Рэмплинг – офицер и спортсмен – стал чемпионом по эстафетному бегу на Олимпийских играх 1936 года в Берлине. Впечатление такое, что ей – да ей ли одной! – приходится изживать это наследие. Висконти, задумывая «Гибель богов», ставил задачу переосмыслить европейскую культурную традицию в свете катастрофы. Героиня Рэмплинг, внучатая племянница промышленного магната, попадает в концлагерь и там гибнет. И бизнес, и семейные взаимоотношения – все переводится в новый регистр. А в «Ночном портье» время действия уже другое, послевоенное; в гостинице встречаются бывшая заключенная, которую сыграла Рэмплинг, и ее лагерный палач. Опять-таки в мертвый узел завязано все: память, неволя, секс, насилие. Синонимия и взаимозаменяемость всех элементов этого списка.

Сегодня же 70-летие другого видного кинематографиста наших дней – американского режиссера и сценариста Майкла Манна. Того, который начинал с рекламных роликов, а потом поставил, например, «Охотника на людей» о серийном убийце Ганнибале Лектере. Это не считая участия в создании сериала о полиции Майами и прочего. Насилие витает в воздухе. Его надо понять, и Манн стремится уразуметь, как устроена преступная душа.

И снова случайность, игра имен, но есть в ней, право, что-то существенное. Кинорежиссер Майкл Манн – полный тезка своего соотечественника, ученого-социолога. А у того одна из книг, о феномене этнических чисток, называется «Темная сторона демократии»...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1271
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
640
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3447
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2691

Другие новости