0
5847
Газета IN MEMORIAM Интернет-версия

01.03.2013 00:00:00

Бесконечное очарование

Тэги: пианист, ван клиберн, некролог


пианист, ван клиберн, некролог Блестящий пианист с наивной трогательной улыбкой.

Пианист-легенда, символ оттепели и любимец советской публики... Кажется, в каждом доме, где слушали классическую музыку, в коллекции винила была пластинка с его записями, а на конверте – милая, трогательная, открытая улыбка. Эта неподдельная искренность тронула сердца слушателей и жюри Первого конкурса имени Чайковского в Москве, куда он приехал безо всякой надежды дойти до финала, а только поучаствовать и – главное – увидеть собор Василия Блаженного, об этом он мечтал с детства, когда родители подарили ему альбом по истории.

Музыкой Ван начал заниматься с трех лет под руководством мамы, пианистки. Продолжил – в Джульярде, у выпускницы Московской консерватории Розины Левиной, так что можно считать Клиберна воспитанником русской фортепианной школы. Победа на первом конкурсе, приз – сольный концерт в легендарном Карнеги-холл. Но для раскрутки этого было мало, и вот на горизонте появилась информация о советском конкурсе…

Вот что писал Генрих Нейгауз: «Итак, наивность покоряет прежде всего сердца миллионов слушателей Вана Клиберна. К ней надо прибавить все то, что видно невооруженным глазом, вернее, слышно невооруженным слухом в его игре: выразительность, сердечность, грандиозное пианистическое мастерство, предельная мощность, а также мягкость и задушевность звука, способность перевоплощаться…»

Весной 1958 года в Москве бурлили самые настоящие страсти: никто не сомневался в победе Льва Власенко, а тут – этот очаровательный американец, но как отдать ему (американцу!!!) первую премию? По легенде, ходили совещаться в Кремль, и сам Хрущев распорядился присудить американцу победу. С тех пор идет отсчет пылкой любви советской – а затем и российской – публики к своему кумиру, и это чувство взаимно: кажется, более искренней публики у артиста не было и не будет. Пианист даже прощает коверкание своего имени: вообще-то он Вэн Клайберн, но раз в Москве его хотят звать Ван (или, ласково, Ваня) Клиберн – пусть. Корреспондент «НГ» был свидетелем, как встречали Клиберна, когда он приехал с концертом памяти жертв Беслана, после очень долгого отсутствия в Москве: билеты были раскуплены в минуту, Большой зал осаждали. Зрители шли не столько слушать (активно выступать пианист прекратил еще в конце семидесятых), сколько вернуться в атмосферу шестидесятых.

Клиберн играл в Белом доме, давал концерты для монарших особ, его пригласили выступить для Рейгана и Горбачева, или, точнее, для Горбачева и Рейгана – и он сыграл, хотя к тому времени уже обосновался на своем ранчо в Техасе и музицировал только для себя.

В последний раз он был в Москве летом 2011-го в качестве почетного председателя жюри конкурса имени Чайковского, символом которого он стал. Все тот же высокий мужчина с наивной трогательной улыбкой.

«НГ»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Перед атаками на танкеры экспорт российской нефти достиг максимума

Перед атаками на танкеры экспорт российской нефти достиг максимума

Ольга Соловьева

Макрон призывает европейцев к конфликту с РФ на морях

0
1742
Пентагон притормозил эвакуацию из Сирии

Пентагон притормозил эвакуацию из Сирии

Игорь Субботин

Вашингтон беспокоится за стабильность властей в Дамаске

0
1489
Россия отстает от Китая по продолжительности жизни на 6 лет

Россия отстает от Китая по продолжительности жизни на 6 лет

Михаил Сергеев

Медленно стареющим гражданам чиновники советуют дожить до 120-ти

0
1775
Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Анастасия Башкатова

Стимулы к ипотеке не застрахованы от пересмотра

0
1956

Другие новости