0
4015
Газета НГ-Политика Интернет-версия

01.02.2011 00:00:00

Россия и Австрия: одна дорога к демократии

Ольга Величко

Об авторе: Ольга Ивановна Величко - академик РАЕН, доктор исторических наук.

Тэги: россия, австрия, демократия


россия, австрия, демократия Здание парламента Австрии.
Фото ИТАР-ТАСС

Может показаться, что рассмотрение австрийской политической культуры в связи с постановкой вопроса о нынешнем состоянии политической культуры России, – не очень удачный выбор. Благополучная «маленькая» (около 9 млн.) страна с хорошо отлаженной экономикой и стабильной политической системой, без «глобальных» – присущих всему российскому! – проблем или/и великая держава, полвека назад одна из вершительниц судеб современного мира. Только наше небрежение историей позволило забыть, что при всем при том именно с Австрией нас объединяет, при кажущейся парадоксальности этого утверждения, сходство исторического пути в бурном XX веке┘

Австрийцы обладают спасительным преимуществом по сравнению с некоторыми другими народами: они способны учиться у истории. Ее уроки были хорошо усвоены, из которых главный состоял в том, что антагонистически разделенное общество таит в себе опасность саморазрушения, а то и становится легкой добычей врагов. Первое, что было предпринято австрийским обществом, – преодоление классового, сословного, наконец, партийного противостояния, переходившего в годы Первой республики (1918–1938) в вооруженные столкновения. Верно оценив реалии настоящего, австрийцы пошли по пути успешного поступательного развития. В обществе возобладало убеждение, что силовые методы решения общественно-политических проблем совершенно несостоятельны.

Договорная демократия

Новое австрийское государство создавалось уже не как «конфликтная» демократия, а как «консенсусная» («согласительная»). Существуют и другие определения такой демократии: «договорная», «компромиссная» и др. Смысл ее в том, что власть и общество, как и каждая часть внутри этих политических составляющих, способны к диалогу, разумному сопоставлению доводов, взвешенным выводам.

Но и в политической жизни прошлого Австрии сложились традиции, без сохранения которых строительство современной демократии не было бы столь успешным. Важнейшие среди них: высокая степень организованности гражданского общества и отсутствие национального высокомерия, питающего шовинизм.

В Австрии еще на рубеже XIX–XX веков были приняты специальные законы о создании Палаты предпринимателей, Палаты занятых в сельском хозяйстве и Палаты наемных работников. С той поры и поныне членство в соответствующей организации обязательно для каждого занятого в экономике. Палаты обладают правом законодательной инициативы, а «стопроцентное» включение всех работающих добавляет им общественного значения. Созданные немногим позднее добровольные общественные организации: союзы предпринимателей, профсоюзы работников различных отраслей народного хозяйства, людей свободных профессий. Высокая организованность австрийского общества – массовость партийных, молодежных и других объединений привела к тому, что каждый австриец состоит одновременно в нескольких организациях. Большая плотность организационной сети обеспечивает как мобилизационные возможности общества, так и его стабильность.

Представители вышеупомянутых палат, а также добровольных организаций регулярно встречаются все вместе под председательством главы правительства (федерального канцлера), чтобы прийти к соглашению по наиболее важным вопросам цен, труда и зарплаты. Организованный таким образом процесс составляет суть «социального партнерства». Демократический принцип «соучастия в управлении» работников предприятия, объединения последних и даже целой отрасли производства делает трудящихся заинтересованными в «социальном партнерстве». В известном смысле все эти организации суть начальные школы гражданственности.

Сотрудничество трех сторон – государства, труда и капитала – иногда называется неокорпоративизмом. Австрия ныне – страна самого развитого неокорпоративизма; в этом ряду еще ФРГ, Швеция и Норвегия. Трудовые конфликты, как и многие другие общественно-политические проблемы, здесь решаются преимущественно за столом переговоров. Способность к диалогу различных представителей слоев общества, вера в его результативность – основа современной политической культуры Австрии┘

Этот роковой нацвопрос

Сегодня австрийская толерантность украшает формирующуюся «европейскую идентичность». В Австрии последовательно соблюдаются права национальных меньшинств: помимо государственного немецкого языка официально признаны и «региональные»: словенский, хорватский, венгерский. Открывшиеся в последней трети ХХ века в связи с массовой иностранной иммиграцией новые грани национального вопроса вызвали к жизни специальное законодательство. Либеральное, благожелательное в отношении иммигрантов, предоставляющее им равные права с гражданами страны, оно вызвало в некоторых случаях неодобрение австрийцев. Тотчас президиум парламента выпустил обращение к стране, подписанное руководителями парламентских фракций. Там стоит подпись нынешнего президента Хайнца Фишера, руководившего в начале 90-х годов фракцией Социалистической партии. Текст обращения начинается фразой:

«Мы решительно отвергаем какую бы то ни было враждебность в отношении иностранцев, в особенности любого рода насилие, и привержены терпимости при решении возникающих проблем. Более того, мы настаиваем на признании всеобщих прав человека, без которых невозможно мирное существование общества, достойного человека»┘

Нет сомнения в том, что такое обращение служит воспитанию современной политической культуры.

Партийная система: постоянный рост

Австрийское общество традиционно разделено на два политических лагеря (это историческое их название). Один представлен Социалистической партией, примыкающими к ней общественными организациями, ее постоянным электоратом. Другой – Народной партией (в прошлом – Социально-христианской), ее организованным в различные союзы окружением и электоратом. Другие партии, некогда немногочисленные, только в последние десятилетия доросли до парламента. Традиционные лагери отныне не антагонисты, а (при всем различии подходов к решению насущных вопросов жизни страны) партнеры, занятые развитием национальной экономики и укреплением независимого государства. Консенсусная демократия, сложившаяся в стране, не предполагает перетряхивания руководящего слоя в связи со сменой партии власти. Само собой разумеется, что некоторые руководящие посты правящая партия – при формировании коалиции «пропорционально» – замещает своими сторонниками. Но призывая своих, партии твердо придерживаются принципа профессионального отбора.

Таким образом, современная политическая культура Австрии есть результат коллективного опыта общества, полученного в разные периоды его развития. Она находится в постоянном движении, и ее статическая картина будет неверным изображением. Но некоторые основные характеристики и тенденции поддаются рассмотрению.

Прозрачность политической жизни

Честные (но непременно находящиеся под серьезным контролем общественности) выборы в органы власти всех уровней: двухпалатный парламент страны, «земельные» парламенты, муниципальные советы и т.д. – во-первых. Прозрачные бюджеты от федерального до самой маленькой самоуправляющейся ячейки общества – во-вторых. Обязательные публичные финансовые отчеты партий и других общественных организаций – в-третьих. Таковы элементарные основы сколь возможной ныне истинной демократии.

Одним из важных критериев демократической политической культуры в Австрии, в частности, признаются уровень подготовки элиты и ее готовность служить государству и обществу. Главными критериями отбора здесь служат профессионализм и компетентность. В современной Австрии высшее образование доступно всем, поэтому способные молодые люди любой из социальных групп имеют возможность специализироваться в избранной отрасли знания.

Одним из основополагающих условий успешного функционирования элиты служит ясное осознание того обстоятельства, что она постоянно находится под тройным контролем: политическим, правовым и экономическим.

Политический контроль осуществляют парламентская оппозиция и СМИ. Правовой обеспечен пристальным наблюдением Конституционного суда за законотворчеством элиты. Счетная палата, хотя и не имеет права санкций, способна предотвратить экономические нарушения. Даже хорошо налаженная система контроля не спасает общество и его элиту от современных пороков, в частности от коррупции. Вопрос заключается в том, какова мера зараженности пороком: в Австрии, к примеру, есть коррупция. Но здесь она – скандал, а не привычная повседневность┘

Качество демократии

Политическая культура демократического общества развивается в зависимости от функционирования демократии. В связи с этим в Австрии получило распространение понятие «качество демократии» – под этим подразумевается ее постоянное совершенствование. Представительная демократия, обеспечиваемая федеральными и земельными выборами, дополняется развитием прямой демократии: австрийцы имеют возможность высказаться по ключевым проблемам политической жизни в часто устраиваемых опросах и референдумах. Кроме того, в стране широко распространены гражданские инициативы и новые социальные движения. Истинной мерой демократии в австрийской политической культуре считается не столько пропорция прямой и представительной демократии в политической жизни, сколько действительное равенство большинства с меньшинствами, граждан с негражданами, а также последовательное соблюдение прав человека.

Современная политическая культура страны характеризуется постоянными требованиями: «Больше демократии!» Критики справа настаивают на еще более частом использовании методов прямой демократии. Расширению демократии привержены и критики слева, а также представители «новых социальных движений», ратующих за совершенствование ее институциональных форм. Разумеется, каждая из форм демократии не может считаться лучшей, так как их общее призвание – контроль над властью. Властные структуры контролируются многочисленными и разнохарактерными организациями, и прежде всего избирательным корпусом. Реальные возможности контроля избирателей над избранными – непременная составляющая определения «качества демократии», дальнейшая разработка которого продолжается в австрийской политической науке и публицистике. Извечная склонность власти к концентрации должна ограничиваться прежде всего сбалансированным соотношением между инстанциями, принимающими решения, и институциональными органами контроля (Конституционный суд, парламентская оппозиция, СМИ).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
441
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
551
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
464
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
381

Другие новости