Покупка в онлайне импортных товаров у небольших продавцов вскоре может стать менее выгодной. Фото Людмилы Михэеску
Малые и средние предприниматели, торгующие импортными непродовольственными товарами, могут столкнуться с повышением налоговой нагрузки. Такая инициатива обсуждается профильными регуляторами. Внедрять новый налог, как предполагается, начнут с онлайн-розницы. В идеале мера улучшит условия для отечественных производителей и поможет пресечь контрабанду. Представители отрасли, однако, предупреждают о системных рисках: о правовых конфликтах с нормами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и очередном витке роста цен.
Регуляторы обсуждают введение в России налога на продажу импортных непродовольственных товаров продавцами, находящимися на упрощенной системе налогообложения (УСН; специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса).
Как сообщил Интерфакс, ссылаясь на несколько источников, так выглядит одно из предложений, выдвигаемых в рамках формирования национальной модели торговой деятельности, подготовленной Минпромторгом во исполнение поручений президента по итогам Петербургского международного экономического форума – 2025.
Работа над концепцией торговли началась сразу после принятия закона о платформенной экономике, вводящего с 1 октября 2025 года правила регулирования в отношении онлайн-торговли.
По информации Интерфакса, инициативу могут внедрить в два этапа. Сначала с 1 июля 2026 года налог, размер которого пока не указан, будет взиматься с продаж на маркетплейсах – они, в свою очередь, получат функции налоговых агентов и будут автоматически перечислять в бюджет средства с каждой транзакции.
Мера распространится на товары с маркировкой «Честный знак», так как система этого мониторинга позволяет идентифицировать происхождение товара – российское или импортное.
А на втором этапе внедряемый налог затронет уже офлайн-торговлю – в той ее части, которая тоже функционирует в режиме УСН.
Как ожидается, такой налог позволит трансформировать УСН в льготу именно для российских производителей, ведь они от нового налога будут освобождены. Кроме того, по задумке инициаторов, мера поможет привлекать в бюджеты всех уровней дополнительно около 1 трлн руб. в год за счет пресечения контрабанды.
Но на текущий момент окончательных решений не принято, тем более что, как показал опрос «НГ» среди представителей торговой сферы и в целом предпринимательского сообщества, эта инициатива в том виде, в каком ее описывают источники информагентства, выглядит дискуссионно.
«Предлагаемая инициатива о введении целевого налога на импортные товары содержит системные риски для экономики», – предупредил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. По его мнению, реализация такой меры «создаст правовые конфликты с нормами ЕАЭС, приведет к значительному росту операционных издержек бизнеса и потребительских цен, при этом не решит заявленные проблемы с контрабандой, но нанесет удар по легальным участникам рынка».
В пресс-службе международной ассоциации «Антиконтрафакт» отметили, что главной целью новации должна быть реальная поддержка отечественных производителей при обеспечении равных правил для всех участников рынка. Ассоциация, как пояснили ее представители, поддерживает инициативу государства по борьбе с теневым импортом и контрафактной продукцией в случае, если эта борьба действительно позволит создать условия для честной и прозрачной конкуренции.
«Для этого важно учитывать специфику открытого пространства ЕАЭС: новые меры должны быть сбалансированными и не допускать обход правил через импорт из стран ЕАЭС, чтобы не разрушать выстроенные логистические цепочки добросовестных импортеров», – пояснили в пресс-службе.
Обсуждаемая инициатива, по мнению ассоциации, действительно может способствовать росту легальных сборов и укреплению позиций российских производителей. «Однако необходимо предусмотреть надежные механизмы контроля, так как существует нелегальная практика, когда импортер ввозит свой товар на территорию РФ уже под видом российского. Как, например, происходит с медицинскими перчатками и марлевыми повязками из Юго-Восточной Азии», – обратили внимание в ассоциации. Поэтому, по ее уточнению, для успешной реализации предложенной меры критически важны строгая ответственность за нарушения и прозрачность применения новых правил.
Главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин добавил, что обсуждаемое предложение не может не вызывать вопросы – «как минимум о ситуации с таможенным контролем».
«Ведь заметная часть поставляемых в Россию импортных товаров и так облагается пошлинами. Возможно, если масштаб проблемы действительно так велик, усилия следует сконцентрировать именно в этой сфере», – рассуждает эксперт. «А если уклонение от таможенных платежей все же не столь распространено, то инициатива крайне похожа на очередное повышение фискальной нагрузки на импорт», – считает он.
По оценкам эксперта, с учетом всех рисков нельзя исключать инфляционных последствий такой новации, а также снижения стимулов для российских производителей повышать качество своей продукции и эффективность производства.
Член генсовета «Деловой России» Олег Николаев, комментируя инициативу, напомнил сначала о другой новости – о том, что в бюджетном пакете Минфина на следующую трехлетку предполагается среди прочего снижение с 60 млн руб. до 10 млн руб. того порога доходов для налогоплательщиков, применяющих УСН, при превышении которого возникает обязанность уплачивать НДС.
Как отметил Николаев, сначала вполне можно было ожидать, что понижение планки НДС даст фору как раз мелким продавцам на маркетплейсах; но теперь напрашивается вывод, что на самом деле никакой форы чиновниками вовсе не предполагается.
По оценкам предпринимателя, ожидания, что после внедрения нового налога УСН станет льготой для поддержки отечественной промышленности, вряд ли оправдаются.
«Льгота для поддержки российской промышленности – это более конкурентные по сравнению с импортом условия производства. От того, что условной обувной фабрике из Тулы «щедро» разрешат пользоваться каналами продаж в виде мелких селлеров, ее продукция не станет для продавцов более выгодной и интересной. Эти селлеры просто покинут рынок, оставят его более крупным игрокам», – считает бизнесмен.
По его мнению, предложенная мера может возыметь другой эффект – впрочем, для государства, судя по всему, тоже вполне подходящий. «Продажа импортных товаров народного потребления сконцентрируется только в крупных, «просвечиваемых» государством структурах, – предполагает Николаев. – Налоги с таких продаж будут изыматься в полной мере, бюджету никакая копейка сегодня не лишняя».
Но, как при этом добавил Николаев, описанные опасения все-таки отнюдь не означают подорожания импортных товаров широкого потребления. Как он надеется, за счет эффекта масштаба у крупных торговцев сохранятся резервы для конкуренции по ценам между собой.
Но, уточним, точно так же доминирование на рынке лишь нескольких крупных и очень крупных игроков на практике порой, наоборот, приводит к синхронному увеличению цен.