![]() |
Антон Макаренко утверждал: «Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек». Парад и демонстрация пионеров на Красной площади, посвященные 50-летию Советской власти и 45-летию со дня рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Фото РИА Новости |
Рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика») представило ежегодный рейтинг лучших школ России. Но, по сути, это даже не один рейтинг, а два. В первом представлены школы с наибольшей долей учеников, успешно поступающих в лучшие вузы России, – это рейтинг по конкурентоспособности. Второй рейтинг – составляется по общему количеству выпускников, без привязки к численности выпускных классов.
Какое понимание о школах дает этот рейтинг? Почти две трети выпускников заведений из топ-100 рейтинга поступили в ведущие вузы РФ. Доминируют в списке школы с физико-математическим, естественно-научным уклоном. Большинство лучших учебных заведений России сконцентрировано в Москве – более половины мест в топ-100. Среди победителей столичных школ немало школ с экономическим уклоном. А региональные школы хорошо справляются с подготовкой выпускников по естественно-научному и физико-математическому направлению. Более половины абитуриентов, поступивших в медвузы, окончили школы в регионах. И внимание: одна любопытная тенденция – начинают укреплять свои позиции школы, где одинаково хорошо готовят как гуманитариев, так и технарей.
Рейтинги работают по формальным показателям, и лучшая школа – это та, где хорошо готовят по предметам, где малое количество учеников на одного учителя, где хорошая оснащенность. А если копнуть глубже? Возможно, кому-то интересней школа, где культпоходы, свой театр, свои спортивные достижения и т.д. Александр Савенков, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, заметил в разговоре с «НГ», что большинство исследований на эту тему обнаруживает некую странность: одна и та же школа оценивается разными группами людей совершенно по-разному. Например, администрация школы скажет, что все в ней прекрасно: и школьное пространство, и учебные программы, и ученики-стобалльники, и передовые учителя. Оценки учителей той же школы будут скромнее. И совсем полярными окажутся мнения учеников – от самых положительных до самых негативных.
Если попробовать разобраться, а кто такой хороший педагог, то и здесь легко попасть в тупик. У классика педагогики Антона Семеновича Макаренко есть такое определение хорошего учителя: «Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете – вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств. Вам будут готовить всякие подвохи и каверзы – и все из-за отсутствия уважения».
Вот уже которую неделю в учительских чатах бурно обсуждают историю с молодым учителем физики из Екатеринбурга Сергеем Перминовым. Конфликт произошел прямо на уроке: когда школьники – соседи по парте проигнорировали замечания учителя. А тот не сдержался и бросил в восьмиклассников шариковую ручку. Дальше ученик выругался матом. И учитель попытался силой отвести восьмиклассника к директору после урока. Родители отвели ребенка к врачу, там зафиксировали на шее школьника ссадины. К делу подключилась прокуратура, подав гражданский иск и оценив морально-нравственные страдания ученика в 300 тыс. руб. В итоге приговор суда – 1,5 года исправительных работ с удержанием 10% заработка в доход государства. Кроме того, обвиняемый должен выплатить в пользу потерпевшего 120 тыс. руб.
Нейробиолог и психолингвист Татьяна Черниговская как-то сказала, что важнейшее качество преподавателя – это умение вызвать интерес к предмету, «заразить» своей увлеченностью и сделать так, чтобы ученик захотел погрузиться в тему обсуждения. Но часть учителей, особенно старшее поколение, считает, что пресловутая «гуманизация» сферы образования довела ситуацию с воспитанием подростков до абсурда. Толерантность учителя обернулась его бесправием и беспомощностью перед разнузданностью воспитанников и их родителей.
Учителю Перминову многие учителя и родители сочувствуют. Если дело пойдет так дальше, то учителя скоро побегут из школы. И учителем станет искусственный интеллект. Может, к этому мы и стремимся?
А наш эксперт Александр Савенков отмечает, что очень важное качество хорошего учителя – отсутствие эгоцентризма. Эгоцентричные люди бывают очень умными, отмечает ученый. Например, среди айтишников таких много. Но попробуйте их спросить, когда вы вдруг что-то не понимаете из этого ряда цифр и букв на мониторе. Сначала этот лучший специалист будет пытаться что-то объяснить, но очень быстро начнет раздражаться: «Что вы не понимаете? Что здесь такого сложного?» При этом он искренне может думать, что в компьютерной программе не может быть ничего сложного. Увы, это чувство свойственно даже самым умным и самым талантливым.
«Когда учитель понимает, как мыслит другой человек, то он и есть самый лучший учитель. Этот человек обладает метакогнитивными способностями», – отмечает Александр Савенков. Хотя бы одна важная характеристика хорошего учителя найдена...