0
7234
Газета Non-fiction Интернет-версия

28.01.2016 00:01:00

Гений пиара

Максим Артемьев

Об авторе: Максим Анатольевич Артемьев – историк, журналист. 

Тэги: николай рерих, мистика, эмиграция, живопись, авантюризм, россия, индия, махатма, огпу, ссср, монголия



фото
Рерих хотел быть кем-то большим,
чем просто художник...
Фото с сайта www.rusembindia.com

Русская эмиграция после 17-го года подарила миру ряд ослепительных талантов: Алехина в шахматах, Стравинского – в музыке, Набокова – в литературе, Сикорского в инженерии. Но в какой-то период времени их затмил Николай Константинович Рерих (1874–1947), художник. Однако вовсе не в живописи, а в оккультных науках. Книга Эрнста фон Вальденфельса представляет собой детальный рассказ о жизни этого удивительного человека, сумевшего приковать к себе внимание великих мира сего и оставить свой след в истории России и США, Индии и Китая, Тибета и Японии.

Мы, родившиеся в СССР, знаем о Рерихе, что это талантливый художник начала века, который после революции уехал за границу и каким-то образом был связан с Индией. И что у него был сын Святослав, также художник, доживший в той же Индии до перестройки, благодаря чему Рерихи служили символом дружбы двух народов. Ну и еще слышали что-то про Шамбалу и про рериховские общества, возникшие у нас при Горбачеве. В моей родной Туле таковое возглавлял симпатичный интеллигент с мягким голосом, бедно одетый, как бы своим видом олицетворявший нематериальность помыслов.

книга
Эрнст фон Вальденфельс.
Николай Рерих. Искусство,
власть, оккультизм.
– М.: Новое литературное
обозрение, 2015. – 584 с.

Автор же книги «Николай Рерих» показывает довольно хитрую и настойчивую личность (относясь к ней довольно критически), в моральном плане – весьма сомнительную, грубо говоря, проходимца. Скажем сразу – о художнике Рерихе в ней речь не идет, и кого герой повествования интересует именно как живописец, может книгу не раскрывать. Вальденфельсу Рерих важен именно как успешный авантюрист. Но все-таки для потомков он навсегда останется в первую очередь художником, поэтому скажем несколько слов о нем именно в данном, основном качестве. Рерих не был великим реформатором живописи, и в этом смысле уступает такому своему сопернику в эмиграции, как Василий Кандинский. Но он, безусловно, обладал немалым талантом, его историко-этнографические картины («Заморские гости», «Гонец») раннего периода творчества навсегда останутся в истории русского изобразительного искусства. Но, найдя свое, он вскоре осознал, что долго разрабатывать это направление было невозможно, перешел к подражанию иконописи, а с 1920-х годов писал горно-мистические пейзажи, пусть и однообразные, но не лишенные вдохновения.

Однако в этом человеке изначально было заложено желание стать кем-то большим, чем просто художник. «Всю жизнь обладавший даром находить влиятельных покровителей», он уже в 26 лет стал секретарем Императорского общества поощрения художеств, а в 32 был назначен директором школы при нем. Как администратор он проявил себя довольно ярко, что и отмечали другие художники, например, Бенуа. Но останься он только живописцем и чиновником в художественном мире, вряд ли его имя прогремело бы на всю планету.

А оно прогремело. Изгнанный революционной бурей из отечества, Рерих с семейством добрался в итоге до Нью-Йорка, где после первоначального периода бедствования (жена вынуждена была впервые в жизни сама готовить и прибираться) им улыбнулась удача: удалось поймать в свои сети крупную рыбу – американского миллионера Луиса Хорша (важнейший сюжет книги), который на целое десятилетие стал добрым гением Рерихов, спонсируя все их начинания и обеспечив безбедное существование. «Рерихов» – сказано не случайно, супруга художника, Елена, была вторым гением художника, только непонятно, добрым или нет? Во всяком случае своими успехами по части спиритизма и теософии Николай Константинович целиком обязан ей. Именно она стала медиумом на спиритических сеансах, и через нее вещал семейству Рерихов и миру Аллал Минг, он же Махатма Мория.

Художнику и его жене удалось убедить в своих сверхъестественных способностях достаточно влиятельных лиц, чтобы снарядить экспедицию в Тибет, который тогда был закрыт от внешнего мира и о жителях и культуре которого имелись самые скудные сведения. Тут начинается самый увлекательный сюжет повествования – как Рерихи вступили в контакт с ОГПУ, дабы получить поддержку СССР во время своих путешествий через Монголию и Синьцзян. Им удалось заинтересовать всесильного Глеба Бокия, правую руку Генриха Ягоды, обещая объединить буддизм с коммунизмом и помочь свергнуть колониальное господство Англии над Индией. Где-то на заднем плане проходит история барона-мистика Унгерна и его польского популяризатора Осендовского.

Кроме Бокия и других менее известных советских чекистов и разведчиков на страницах книги появляются влиятельные западные люди, которых Рериху тоже удавалось завлечь в свои прожекты. Среди них вице-президент при Рузвельте – Генрих Уоллес. Примечателен смешной эпизод: Рерих («гений пиара», как его называет Вальденфельс) подарил предшественнику Рузвельта – Гуверу, свою картину, пометив для солидности, что она стоит десятки тысяч долларов, и через какое-то время ему ее вернули из Белого дома; оказывается, подарки на такую сумму президентам принимать запрещено.

К концу 30-х годов у Рериха наступил кризис: от него отвернулись после многочисленных скандалов американские покровители, с СССР у него тоже не заладилось (он «кинул» Москву, закончив тибетскую экспедицию, тщательно вымарывая в своих книгах все положительные упоминания о большевизме), и «самый известный в США художник», «современный Леонардо» доживал в подножиях Гималаев в Индии, куда пробился вопреки сопротивлению англичан, очень подозрительно относившихся к русскому мистику и считавших, что он работает на советскую разведку. Предложенный им «Пакт Рериха» о защите культурных ценностей, несмотря на шумиху в прессе, так и не стал официальным документом.

Можно сказать, окидывая его жизнь, что Рерих был достойным наследником Блаватской, умел привлечь к себе внимание не хуже нее, поддерживая, таким образом, первенство России в оккультных делах. Но если Блаватская в отрыве от теософии ничего собой не представляла, то Рерих все-таки был крупным художником (английский политический агент в Индии Фредерик Маршман Бейли, следивший за подозрительным русским, называл его «плохим художником, слегка страдающим манией величия», но это несправедливо). Для него Агни-йога, поиски Шамбалы и прочее было лишь одним из проявлений его многогранной личности. Увлечение мистицизмом не обогатило его живопись, но и не пошло ей во вред. Единственное, что можно тут сказать, так это то, что благодаря своей разносторонности он прожил не одну, а две жизни – художника и мистика. Он задал немало загадок потомкам, и книга Вальденфельса – попытка разгадать многие из них, начиная с крайне запутанного вопроса о происхождении художника, который, конечно, никакого отношения ни к Рюрику, ни даже к потомственному дворянству не имел.

Автор, будучи немцем, допускает немало ошибок, основанных на незнании российских реалий: то у него Ремизов – крупный поэт, то все крестьяне до 1861 года – крепостные, то Юденич наступает на Петроград в 1918 году... Некоторые ляпы потрясают воображение не хуже рериховского учения – скажем, позитивная сторона Серебряного века в России видится автору так: «светлый, рациональный, научный мир Маркса и диалектического материализма, Макса Планка и квантовой механики, Альберта Эйнштейна и теории относительности». Но в целом книга, безусловно, интересна, насыщена, даже перенасыщена, богатым фактическим материалом и дает обильную пищу для размышления о замысловатых причудах истории XX века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
705
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
927
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
758
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
620

Другие новости