0
1039
Газета Политика Интернет-версия

05.02.2008 00:00:00

Виртуальный ящик Пандоры

Лариса Горбунова

Об авторе: Лариса Николаевна Горбунова - проректор по научно-методической работе Академии повышения квалификации работников образования, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии.

Тэги: интернет, праздник, связь, образование, социум


Угрозы, которые несет в себе интернет, очевидны. В последнее время об этом много говорится. На слуху и киберзависимость, и игромания, и вредоносный контент. Но, рассматривая эти угрозы применительно к детской аудитории, следует подчеркнуть, что за последний год проблема безопасного интернета в России сильно обострилась. С чем это связано?

В 2007 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» более 52 тыс. школ были подключены к высокоскоростному интернету. Но то, к чему мы так стремились, на деле оказалось палкой о двух концах. Открыв миллионам детей мир интернета, мы тем самым еще шире распахнули этот виртуальный ящик Пандоры. Если раньше ограниченное количество школьников могли выходить в сеть со своих домашних компьютеров, то теперь в их распоряжении целый компьютерный класс.

Интернет настолько расширил контакты детей, облегчив им доступ к самым разным ресурсам, что на это уже нельзя не обращать внимания. Веб-сайты, содержащие порнографию, пропаганду наркотиков, призывы к всякого рода нетерпимости и агрессивному поведению, легкодоступны ребенку, имеющему элементарные навыки обращения с компьютером. Вместе с тем правовая база недостаточно совершенна, чтобы оградить детей от контактов с источниками такой информации.

Есть и другая, не менее острая проблема. Несмотря на то что многие компании успешно работают над созданием программ контент-фильтрации, способных значительно ограничить воздействие вредного контента, далеко не все педагоги и руководители школ владеют информацией о таких программных продуктах. Однако самая большая, на мой взгляд, проблема связана как раз с пониманием этой угрозы. Увы, до сих пор значительная часть учителей да и родителей в полной мере эту проблему не осознали. Только самый безумный и безответственный родитель отправит своего ребенка переходить дорогу, не рассказав ему о том, какие опасности могут его подстерегать. В благополучных семьях не стоит вопрос о бесконтрольном пребывании ребенка на улице. Маршрут до школы проверен, время установлено, мобильный телефон задействован. А вот вместо того, чтобы объяснить сыну или дочери, какие угрозы таит интернет, взрослые зачастую вручают своему чаду мышь и с умилением наблюдают, как тот погружается во всемирную паутину.

В чем причина такого легковесного отношения к интернету? Зачастую она связана с тем, что значительная часть родителей и учителей тоже владеют ИКТ лишь на базовом уровне, формирование у них опыта взаимодействия с интернетом во всем его развороте только-только формируется. Между тем для понимания таких угроз требуется иная, более высокая степень взаимодействия с интернетом. Когда для учителя интернет становится такой же естественной средой, как и для ребенка, когда он пребывает в сети долгое время, тогда у него есть опыт столкновения с вредоносным контентом. Такой педагог в большей степени озабочен этой проблемой, и сам начинает искать пути ее решения. Увы, говоря сегодня о растущем негативном воздействии интернета, мы пока не замечаем необходимого понимания и адекватной реакции со стороны учительского сообщества. Показательный пример: на портале «Сеть творческих учителей», который ежедневно посещают до 4 тыс. педагогов, в преддверии недели безопасного рунета ведущий координатор портала Александр Драхлер объявил дискуссию на эту тему, но за два дня на форуме не появилось ни одного выступления. И это на портале, где зарегистрированы более 19 тыс. учителей, причем это наиболее активные и продвинутые в информационно-коммуникационных технологиях педагоги! Любая другая тема тут же привлекала не меньше десятка участников. На мой взгляд, это является индикатором понимания проблемы.

Нельзя сказать, что в направлении просвещения вообще ничего не делается. Так, совместно с нашими партнерами по проекту «Майкрософта» «Академия учителей» в 48 регионах России созданы учебные центры по повышению квалификации педагогов в области ИКТ на основе курсов «Партнерство в образовании». В базовой программе этих курсов сейчас создается дополнительный модуль по информационной безопасности. Люди работают. Из регионов мы получаем массу интересных материалов, правда, больше с уклоном на сохранение физического здоровья ребенка. А информационная безопасность и психологическое здоровье пока рассматриваются недостаточно пристально. Но работа начата.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
435
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
547
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
457
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
378

Другие новости