0
4132
Газета Наука Печатная версия

17.01.2002

Вулканы - фабрики рения

Тэги: рений, вылкан


Открытый лишь в 1925 году крайне редкий и чрезвычайно рассеянный в земной коре металл рений применяется в самых ответственных деталях в авиакосмической, атомной, приборостроительной, нефтехимической промышленности - всюду, где требуется работа техники в экстремальных условиях. Самый наглядный пример - лопатки газотурбинных двигателей (ГТД), на которых летает практически вся авиация, как военная, так и гражданская. Для новых двигателей требовались лопатки, работающие при все более высоких температурах. Казалось, из жаропрочных сплавов выжали все. Взоры обратились к керамике.

"Действительно, керамические материалы работают при высоких температурах, но они хрупки и не выдерживают динамического воздействия высокоскоростного воздушного потока, - комментирует проблему генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ), член-корреспондент РАН, профессор Евгений Каблов. - И здесь свое слово сказал рений. Он открыл новую страницу в двигателестроении. Достаточно его однопроцентной добавки, чтобы реально повысить рабочую температуру сплава на 50 градусов. По законам физики нельзя насытить жаропрочный сплав рением более 6%. И американцы не смогли преодолеть 6-процентный барьер. Мы в ВИАМе подняли содержание рения в сплаве до 10% и недавно закончили его испытания. Самый лучший американский жаропрочный сплав при 1000 градусов за 100 часов выдерживает нагрузку 30 кг, наш виамовский сплав - 35 кг. Те, кто понимает о чем идет речь, прекрасно знают, что эти 5 кг - очень большая разница. Без рения невозможно создание авиационных двигателей ближайшего будущего".

С распадом СССР проблема рения стала актуальна для России, поскольку его сырьевая база осталась в основном в Казахстане и Средней Азии. Ежегодно в мире добывается 25-30 тонн рения, которые в основном достаются американцам. Стоимость одного килограмма рения на мировом рынке - 1,5-2 тыс. долларов, ведь обычная технология получения рения довольно сложный и долгий процесс.

Но Бог послал России вулкан Кудрявый на острове Итуруп, где этого рения - настоящие кладовые! И находится он не в молибденовом концентрате, из кристаллической решетки которого его надо с большим трудом "выдирать" при использовании традиционной технологии, а в виде соли - дисульфида рения, из которого довольно легко выделяется рений.

Этот дисульфид выбрасывается вулканом в виде парогазовой смеси, которая осаждается на склонах вулкана. В отвалах лежит более ста тонн рения! Есть даже рениевое озеро, с большой концентрацией раствора дисульфида. Специалисты ВИАМа вместе с коллегами из Института вулканологии и геодинамики Российской Академии естественных наук и ФГУП "Институт Гинцветмет" сумели из дисульфида получить первую партию промышленного рения. А в настоящее время создается промышленная установка.

Суть метода в следующем. В кратер вулкана в место максимальной концентрации паров рения (там температура около 800-900 градусов) помещается зонд с кассетой из специального материала, собирающего пары дисульфида рения. Когда сорбент набивается, кассета извлекается из вулкана и с помощью технологии на ионно-обменных смолах извлекается продукт, служащий исходным материалом для получения рения в требуемом виде.

Ежегодно вулкан исправно выбрасывает свыше 20 тонн рения. Годовая потребность России в этом редком металле около 5 тонн. Остальной рений можно экспортировать и получать твердую валюту, столь необходимую для региона. Причем положение монопольного производителя дает солидные преимущества на мировом рынке.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org