В повестке заседания правительства 20 ноября было обсуждение законопроекта о закреплении особого статуса платформы «ГосТех». Фото РИА Новости
Борьба с телефонными и онлайн-мошенниками в России становится многоступенчатой. Для повышения ее эффективности, а также, видимо, для того, чтобы она велась с киберпреступниками без ущерба интересам граждан, которые ничего не нарушили (наличие таких перегибов уже признал Центробанк), правительство планирует внедрять одну облачную платформу буквально поверх другой. Так, до марта 2026 года Минцифры создаст антифрод-платформу для взаимодействия госорганов и отраслевых представителей. А работать она будет на другой платформе – под названием «ГосТех». И чтобы выстроить всю конструкцию, в правительстве решили сначала официально закрепить в законодательстве статус «ГосТеха».
Одним из пунктов обнародованной на сайте правительства повестки заседания кабмина, которое состоялось в четверг, 20 ноября, было обсуждение законопроекта «О единой цифровой платформе «ГосТех». Она используется органами власти для создания государственных информационных систем (ГИС) – различных ведомственных цифровых сервисов.
На текущий момент работа этой платформы, как пояснили ранее эксперты, регулируется указом и положением. Законопроект же направлен на закрепление статуса «ГосТеха» в законодательстве и на систематизацию ролей, прав и обязанностей всех участников платформы. Ожидается, что такая унификация упростит сам процесс создания ГИС и дальнейшую эксплуатацию цифровых сервисов.
И эта платформа, в свою очередь, станет базой для дальнейших цифровых преобразований – в том числе для создания других облачных платформ, объединяющих в одном цифровом пространстве сразу несколько заинтересованных во взаимодействии участников: профильных государственных ведомств и крупнейших отраслевых представителей.
Так, Минцифры в рамках борьбы с телефонным и онлайн-мошенничеством планирует до марта 2026 года создать антифрод-платформу для более эффективного взаимодействия госорганов (среди них Минцифры, Центробанк, Генпрокуратура, Следственный комитет, МВД и др.), а также банков, операторов связи, провайдеров хостинга и иных участников (антифрод – комплекс мер, направленных на предотвращение мошеннических операций, основанный на анализе и обработке больших объемов данных).
Основными задачами антифрод-платформы станут сбор и обмен данными о кибермошеннических действиях, автоматический обмен сигналами о подозрительных событиях, хранение информации о нарушителях и используемых ими абонентских номерах, выявление и учет фишинговых (поддельных) сайтов, ограничение доступа к опасным или мошенническим интернет-ресурсам, сбор статистики и аналитики по киберпреступлениям. И вся эта система будет работать именно на платформе «ГосТех».
Как пояснил, комментируя эту инициативу, член комитета Госдумы по информационной политике Антон Немкин, речь идет не просто о техническом инструменте, а о формировании новой архитектуры доверия между государством, банками, операторами связи и IT-компаниями.
|
|
Статус платформы «ГосТех» закрепят законодательно, и это упростит создание на ее базе новых масштабных сервисов. Изображение с сайта www.platform.gov.ru |
Технически весь этот проект направлен на создание сквозного цикла реагирования: от выявления подозрительных действий до их блокировки. Благодаря автоматическому обмену сигналами между участниками система позволит сократить время реакции на мошеннические действия с часов и дней до минут. Это критически важно, учитывая скорость, с которой современные мошеннические схемы распространяются и трансформируются, отметил Немкин.
«Если проект будет реализован в заявленные сроки, к весне 2026 года, в России фактически появится централизованный цифровой щит против телефонных и интернет-мошенников, – считает депутат. – Впервые все ключевые игроки рынка – от государства до банков и операторов связи – смогут работать в едином окне безопасности».
А работа такой антифрод-системы на базе именно «ГосТеха», по его словам, будет гарантировать технологическую унификацию и масштабируемость решения. Ведь и сам «ГосТех» – это уже не просто площадка для госуслуг, а, как отметил Немкин, полноценная экосистема для быстрого развертывания цифровых сервисов.
При этом, как уже писала «НГ» с опорой на соответствующие социологические исследования, способность ведомств противостоять киберпреступности и не допускать вала телефонных и онлайн-атак на граждан – это теперь новый критерий качества делового климата в стране и фактор, влияющий на доверие населения и бизнеса государству (см. номер от 11.11.25).
Однако эффективность такого противодействия кибераферистам должна выражаться не в количестве заблокированных сайтов, банковских счетов и платежных операций, а в качестве реагирования и умении отделить мошеннические схемы от вполне обычных действий потребителей финансовых услуг – физических лиц и бизнес-организаций, которые как раз ничего не нарушают.
По данным Центробанка, за январь–сентябрь 2025-го число жалоб на банки увеличилось сразу на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И эти претензии чаще всего были связаны с мерами, которые принимают банки для борьбы с мошенниками и дропперами, – с отказом в проведении операций и блокировкой счетов.
После публикации такой статистики в Центробанке признали, что, судя по всему, регулятор мог перегнуть палку с блокировками счетов. «Жалобы на мошенничество упали, серьезно упали, надеемся, что это тенденция. Но при этом выросли жалобы на необоснованную блокировку счетов. То есть, борясь с мошенничеством, мы где-то перегнули эту палку. Клиентам не всегда объясняли, почему заблокировали эти средства», – сообщила глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе недавней конференции «Фокус на клиента».
«Мы эту ситуацию с вами разруливали, первые признаки улучшения появились», – добавила она, отметив, что надеется на решение проблемы.

