0
2433
Газета Телевидение Печатная версия

22.09.2001

РТР - канал общего назначения

Тэги: акопов, ртр

Александр Завенович Акопов родился в 1957 г. в Москве. В 1980 г. окончил Московский инженерно-строительный институт (МИСИ). После окончания института два года работал на стройке. В 1982 г. поступил в аспирантуру МИСИ, работал преподавателем МИСИ. Участвовал в играх КВН в составе команды МИСИ, был участником программы "Веселые ребята". С 1987 г. работает на ТВ. Был редактором Главной редакции молодежных программ ЦТ и Гостелерадио СССР. В 1988-1989 гг. вместе с Михаилом Лесиным работал в кооперативе "Игротехника", занимавшемся проведением состязаний КВН на коммерческой основе. В 1989 г. это предприятие было преобразовано в кооператив "Интеллекс" при Тимирязевском райкоме ВЛКСМ. С 1994 по 1995 г. занимал должность директора и главного редактора информационного телеканала "Деловая Россия" на телеканале "Россия". В 1996 г. был одним из создателей и автором программы "Раз в неделю" на телеканале "ТВ-6 - Москва". В 1995-1996 гг. занимал пост директора продюсерского центра ВГТРК, затем вновь был руководителем телеканала "Деловая Россия". В 1997 г. был сопродюсером (вместе с Михаилом Лесиным и Кириллом Легатом) развлекательной программы "Добрый вечер с Игорем Угольниковым" на телеканале "Россия", а также продюсером программ "С добрым утром!" и "Компьютер". В августе 1997 г. был назначен директором Дирекции телепрограмм телеканала "Россия" (РТР-1) Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). С января 1999 г. после реорганизации ФГУП "ВГТРК" - заместитель председателя Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной кампании (ВГТРК) - главный редактор Главной редакции "Государственная телевизионная компания "Телеканал "Россия". С апреля 1999 г. - генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Государственная телевизионная компания "Телеканал "Россия", главный редактор Главной редакции электронных СМИ "Российское телевидение" ВГТРК.

-АЛЕКСАНДР ЗАВЕНОВИЧ, в начале телевизионного сезона все каналы выстраивают свои стратегии и концепции, каковы они у вас?

- Наша концепция неизменна: мы государственный общефедеральный канал, поэтому наша задача - быть интересными максимальному количеству людей во всех социальных группах и регионах. Именно этот принцип лежит в основе нашей эфирной политики. Это означает, что у нас должны быть качественные, но общедоступные новости и аналитика, большое количество художественного вещания, к которому относятся кино- и телефильмы, детские и научно-популярные программы, спорт и т.д. Проще говоря, канал общего назначения. Особенности нынешнего сезона для нас характеризуются несколькими вещами. Во-первых, это выросшая за последний сезон аудитория наших новостных программ. Во-вторых, это подготовленные за прошедшие полтора года отечественные телефильмы. В 19 часов у нас будет линейка сериальная, в 21 час - линейка многосерийного телефильма, который мы назвали "Русский телевизионный роман", плюс к этому некоторое количество еженедельных сериалов. Эта стратегия рассчитана на то, что в прайм-тайм большинство зрителей все-таки надеются увидеть художественный материал. Увлечение играми в это время нам несвойственно. У нас есть развлекательные программы, не могу сказать, что здесь мы готовим что-то принципиально новое. Важными мне представляются специальные проекты Жванецкого, Задорнова, Угольникова, "О.С.П.-студии"; это не еженедельные программы, авторы их будут делать раз в три-четыре недели в зависимости от созревания материала. Сейчас мы имеем счастливую возможность осуществлять такие проекты. Кинопоказ в последние годы у нас был качественным, в следующем сезоне он останется на таком же уровне, если не станет лучше. Складывающаяся картина вполне благополучна, мы будем бороться за лидерство.

- И кто ваш главный конкурент?

- Совершенно очевидно, что сегодня нашим главным конкурентом по России является ОРТ, именно с ним мы будем бороться за первенство. Что касается Москвы, то и здесь нам имеет смысл претендовать на первое место. Так что задача простая.

- РТР - канал государственный, но существует как канал коммерческий, зарабатывая рекламой, потому что государство денег не дает. Это не странно?

- Здесь нет абсолютно никакого противоречия. Да, мы сегодня 95 процентов средств зарабатываем рекламой и 5 процентов получаем из государственного бюджета. Это нормально, иначе очень легко найти оправдание низкому качеству выпускаемого продукта. Мы поставлены в условия жесткой конкуренции, у нас нет никаких отговорок - мы играем по правилам рынка. Я считаю такую ситуацию очень благотворной для нашего канала. Наши социальные задачи мы, к счастью, осознаем самостоятельно. Скажем, никто не делает молодежных сериалов, а мы делаем, и не потому, что это коммерчески оправданно, а потому, что мы осознаем такую необходимость. Государство не давало нам денег и не ставило задачи воспитания молодежи. Никто не заставляет нас тратить деньги на документальное кино. Никто не заставляет снимать такое количество телефильмов, которое мы снимаем. Перед нами не ставили задачи снять сериал о судебной реформе, а у нас выйдет 24-серийный телефильм "Закон", рассказывающий о судье в небольшом провинциальном городе.

- У вас подобралась команда государственников, которым не нужна никакая указка?

- У нас подобралась команда телевизионщиков. Часть нашей профессии - понимать, кто мы и кто наша аудитория. Запрос на перечисленные мной вещи исходит не от государства, не от нашей государственнической позиции, а от телезрителей. Сегодня люди хотят понять, в какой стране они живут, поэтому мы снимаем телефильмы, которые в известном смысле можно рассматривать как продолжение наших новостных и публицистических программ. Вот в этом и состоит понимание нашей государственной миссии. Мы эту миссию не сводим к тому, что на нашем канале выходит "Парламентский час", она скорее проявляется в выпуске сериала "Черемушки", в котором будет показана жизнь микрорайона Черемушки, существующего в каждом русском городе.

- А как вы устанавливаете критерий, который позволяет отделить государственный подход от негосударственного, критику конструктивную от критики антигосударственной?

- Здесь все просто. Умное государство старается предоставить слово всем серьезным конструктивным силам. Поскольку мы исходим из того, что живем в умном государстве, то особых проблем не возникает: в наших новостях и публицистике представлены все возможные точки зрения. Никто не может нас обвинить в том, что мы близки к какой-либо олигархической группировке, в этом смысле наш государственный статус помогает нам. Да, о нас могут сказать, что мы выражаем точку зрения Кремля, но, извините, Кремль тоже имеет право на выражение своей позиции, это право у него никак не меньшее, чем у журналистов. Я не вижу сегодня накопленных в обществе претензий к нам как к государственному каналу. У нас в эфире есть все для всех.

- О художественной части вещания. На РТР сейчас идет семь сериалов в день, это больше, чем на каком бы то ни было канале, кроме СТС. Яростные критики телевидения имеют все основания обвинить вас в том, что и вы содействуете разжижению мозгов зрителей.

- У нас на канале есть и смешное, и трагическое, и легкое, и тяжелое. Вопрос в пропорциях, его мы решаем, во-первых, сообразуясь с нашим представлением о добре и зле и, во-вторых, в соответствии с нашими возможностями. Мы в течение дня экономим, платя по тысяче долларов в час за латиноамериканские сериалы, благодаря этому мы накапливаем деньги для съемок наших фильмов, которые будем показывать в прайм-тайм.

- Но разве наше значит лучшее?

- Конечно. Как показывает практика, интерес к зарубежному продукту падает, а к нашему - растет. Отечественный продукт дорогой, его надо производить, что требует затрат на порядок больших, чем на покупку зарубежного. Дело не только в поддержке нашей индустрии, а прежде всего в запросах нашего зрителя. И потом, надо учитывать психотерапевтическую функцию сериалов: ни один из них не призывал ни к войне, ни к убийствам, ни к жадности, ни к подлости. Все это сказки только о добре, потом они становятся русскими народными сказками, как, например, "Санта-Барбара". Я не вижу в них ничего плохого. Давайте будем честными: представим себе человека, целыми днями слушающего Чайковского или читающего Достоевского. Мы, кстати, снимаем восьмисерийный художественный фильм по "Идиоту" Достоевского. Но наряду с этим у нас будет и "Воровка". Претензии интеллектуально продвинутой части общества к телевидению (надо сказать, их в последнее время не так много) совершенно естественны, но я их отношу к дежурным упрекам. Я считаю, что наше телевидение, и в частности РТР, не только не совершает никакого преступления по отношению к обществу, а даже наоборот - оно чуть лучше, чем общество при нынешнем состоянии материальной жизни могло бы себе позволить.

- На взаимоотношения общества и телевидения есть две противоположные точки зрения, первая - общество такое, какое есть, к нему нужно присматриваться и делать соответствующее телевидение; вторая - телевидение должно идти впереди, поднимать интеллектуальную планку выше существующего в обществе уровня. Вы, судя по всему, примыкаете к первой?

- Не нужно ни потакать обществу, ни бежать впереди него. Нужно показывать. Мы показываем, зритель выстраивает свое отношение к тому, что он видит. Процесс самовоспитания общества неизбежен, если ему честно предъявлять его портрет. Если общество будет смотреться в зеркало телевидения, оно сделает для себя определенные выводы. Конечно, в зеркале окажутся хорошо заметными прыщи, некрасивые брови, следы не очень активной мозговой деятельности, но чем меньше искажений, тем лучше для общества. Серьезные проблемы сегодня - в обществе, а не на телевидении.

- Функция зеркала, конечно, благотворна. Но, например, с началом очередной предвыборной кампании оно мутнеет и начинает излучать дикую энергию. Совсем недавно можно было это наблюдать.

- За последние десять лет наше общество прошло большой путь, вместе с ним менялось и телевидение. Да, прошлые предвыборные кампании несли отпечаток некоторого насилия над обществом, скажем так. Но за всем этим опять-таки стоят некие объективные процессы, происходящие в обществе. Я считаю, что мы, несмотря ни на что, быстрым шагом идем к реальной демократии, это показали последние губернаторские выборы. Реальная демократия - это всегда борьба разных сил, групп и группировок, телевидение, отражая эту борьбу, выступает в качестве все того же зеркала. Чем более демократичным будет общество, тем более демократичным будет и телевидение. Я не вижу оснований для утверждения, что телевидение играет в обществе отрицательную роль.

- В чем, по-вашему, будет заключаться главная особенность нового телевизионного сезона?

- Отличительной чертой этого сезона будет появление большого количества отечественного продукта, прежде всего телефильмов и сериалов. Если раньше это был продукт штучный, то сейчас он будет вступать в жесткую конкуренцию с существующими форматами и в отдельных местах - друг с другом. В прошлом сезоне любой появившийся отечественный продукт мгновенно и однозначно оценивался как успех, сегодня зритель начинает смотреть на качество и отличать хорошее от плохого. Будет из чего выбрать. По-моему, это замечательно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Правосудие воспроизводит само себя

Правосудие воспроизводит само себя

Екатерина Трифонова

Для получения мантии важно не образование, а поддержка от председателя суда

0
984
Главкнига. Чтение изменившее жизнь

Главкнига. Чтение изменившее жизнь

Татьяна Грауз

0
1490
Генерал без армии

Генерал без армии

Андрей Краснящих

К 110-летию итальянского писателя Чезаре Павезе

0
448
Главкнига. Чтение, изменившее жизнь

Главкнига. Чтение, изменившее жизнь

Зоран Питич

0
707

Другие новости

Загрузка...
24smi.org