0
3035
Газета Телевидение Печатная версия

22.09.2001

РТР - канал общего назначения

Тэги: акопов, ртр

Александр Завенович Акопов родился в 1957 г. в Москве. В 1980 г. окончил Московский инженерно-строительный институт (МИСИ). После окончания института два года работал на стройке. В 1982 г. поступил в аспирантуру МИСИ, работал преподавателем МИСИ. Участвовал в играх КВН в составе команды МИСИ, был участником программы "Веселые ребята". С 1987 г. работает на ТВ. Был редактором Главной редакции молодежных программ ЦТ и Гостелерадио СССР. В 1988-1989 гг. вместе с Михаилом Лесиным работал в кооперативе "Игротехника", занимавшемся проведением состязаний КВН на коммерческой основе. В 1989 г. это предприятие было преобразовано в кооператив "Интеллекс" при Тимирязевском райкоме ВЛКСМ. С 1994 по 1995 г. занимал должность директора и главного редактора информационного телеканала "Деловая Россия" на телеканале "Россия". В 1996 г. был одним из создателей и автором программы "Раз в неделю" на телеканале "ТВ-6 - Москва". В 1995-1996 гг. занимал пост директора продюсерского центра ВГТРК, затем вновь был руководителем телеканала "Деловая Россия". В 1997 г. был сопродюсером (вместе с Михаилом Лесиным и Кириллом Легатом) развлекательной программы "Добрый вечер с Игорем Угольниковым" на телеканале "Россия", а также продюсером программ "С добрым утром!" и "Компьютер". В августе 1997 г. был назначен директором Дирекции телепрограмм телеканала "Россия" (РТР-1) Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). С января 1999 г. после реорганизации ФГУП "ВГТРК" - заместитель председателя Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной кампании (ВГТРК) - главный редактор Главной редакции "Государственная телевизионная компания "Телеканал "Россия". С апреля 1999 г. - генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Государственная телевизионная компания "Телеканал "Россия", главный редактор Главной редакции электронных СМИ "Российское телевидение" ВГТРК.

-АЛЕКСАНДР ЗАВЕНОВИЧ, в начале телевизионного сезона все каналы выстраивают свои стратегии и концепции, каковы они у вас?

- Наша концепция неизменна: мы государственный общефедеральный канал, поэтому наша задача - быть интересными максимальному количеству людей во всех социальных группах и регионах. Именно этот принцип лежит в основе нашей эфирной политики. Это означает, что у нас должны быть качественные, но общедоступные новости и аналитика, большое количество художественного вещания, к которому относятся кино- и телефильмы, детские и научно-популярные программы, спорт и т.д. Проще говоря, канал общего назначения. Особенности нынешнего сезона для нас характеризуются несколькими вещами. Во-первых, это выросшая за последний сезон аудитория наших новостных программ. Во-вторых, это подготовленные за прошедшие полтора года отечественные телефильмы. В 19 часов у нас будет линейка сериальная, в 21 час - линейка многосерийного телефильма, который мы назвали "Русский телевизионный роман", плюс к этому некоторое количество еженедельных сериалов. Эта стратегия рассчитана на то, что в прайм-тайм большинство зрителей все-таки надеются увидеть художественный материал. Увлечение играми в это время нам несвойственно. У нас есть развлекательные программы, не могу сказать, что здесь мы готовим что-то принципиально новое. Важными мне представляются специальные проекты Жванецкого, Задорнова, Угольникова, "О.С.П.-студии"; это не еженедельные программы, авторы их будут делать раз в три-четыре недели в зависимости от созревания материала. Сейчас мы имеем счастливую возможность осуществлять такие проекты. Кинопоказ в последние годы у нас был качественным, в следующем сезоне он останется на таком же уровне, если не станет лучше. Складывающаяся картина вполне благополучна, мы будем бороться за лидерство.

- И кто ваш главный конкурент?

- Совершенно очевидно, что сегодня нашим главным конкурентом по России является ОРТ, именно с ним мы будем бороться за первенство. Что касается Москвы, то и здесь нам имеет смысл претендовать на первое место. Так что задача простая.

- РТР - канал государственный, но существует как канал коммерческий, зарабатывая рекламой, потому что государство денег не дает. Это не странно?

- Здесь нет абсолютно никакого противоречия. Да, мы сегодня 95 процентов средств зарабатываем рекламой и 5 процентов получаем из государственного бюджета. Это нормально, иначе очень легко найти оправдание низкому качеству выпускаемого продукта. Мы поставлены в условия жесткой конкуренции, у нас нет никаких отговорок - мы играем по правилам рынка. Я считаю такую ситуацию очень благотворной для нашего канала. Наши социальные задачи мы, к счастью, осознаем самостоятельно. Скажем, никто не делает молодежных сериалов, а мы делаем, и не потому, что это коммерчески оправданно, а потому, что мы осознаем такую необходимость. Государство не давало нам денег и не ставило задачи воспитания молодежи. Никто не заставляет нас тратить деньги на документальное кино. Никто не заставляет снимать такое количество телефильмов, которое мы снимаем. Перед нами не ставили задачи снять сериал о судебной реформе, а у нас выйдет 24-серийный телефильм "Закон", рассказывающий о судье в небольшом провинциальном городе.

- У вас подобралась команда государственников, которым не нужна никакая указка?

- У нас подобралась команда телевизионщиков. Часть нашей профессии - понимать, кто мы и кто наша аудитория. Запрос на перечисленные мной вещи исходит не от государства, не от нашей государственнической позиции, а от телезрителей. Сегодня люди хотят понять, в какой стране они живут, поэтому мы снимаем телефильмы, которые в известном смысле можно рассматривать как продолжение наших новостных и публицистических программ. Вот в этом и состоит понимание нашей государственной миссии. Мы эту миссию не сводим к тому, что на нашем канале выходит "Парламентский час", она скорее проявляется в выпуске сериала "Черемушки", в котором будет показана жизнь микрорайона Черемушки, существующего в каждом русском городе.

- А как вы устанавливаете критерий, который позволяет отделить государственный подход от негосударственного, критику конструктивную от критики антигосударственной?

- Здесь все просто. Умное государство старается предоставить слово всем серьезным конструктивным силам. Поскольку мы исходим из того, что живем в умном государстве, то особых проблем не возникает: в наших новостях и публицистике представлены все возможные точки зрения. Никто не может нас обвинить в том, что мы близки к какой-либо олигархической группировке, в этом смысле наш государственный статус помогает нам. Да, о нас могут сказать, что мы выражаем точку зрения Кремля, но, извините, Кремль тоже имеет право на выражение своей позиции, это право у него никак не меньшее, чем у журналистов. Я не вижу сегодня накопленных в обществе претензий к нам как к государственному каналу. У нас в эфире есть все для всех.

- О художественной части вещания. На РТР сейчас идет семь сериалов в день, это больше, чем на каком бы то ни было канале, кроме СТС. Яростные критики телевидения имеют все основания обвинить вас в том, что и вы содействуете разжижению мозгов зрителей.

- У нас на канале есть и смешное, и трагическое, и легкое, и тяжелое. Вопрос в пропорциях, его мы решаем, во-первых, сообразуясь с нашим представлением о добре и зле и, во-вторых, в соответствии с нашими возможностями. Мы в течение дня экономим, платя по тысяче долларов в час за латиноамериканские сериалы, благодаря этому мы накапливаем деньги для съемок наших фильмов, которые будем показывать в прайм-тайм.

- Но разве наше значит лучшее?

- Конечно. Как показывает практика, интерес к зарубежному продукту падает, а к нашему - растет. Отечественный продукт дорогой, его надо производить, что требует затрат на порядок больших, чем на покупку зарубежного. Дело не только в поддержке нашей индустрии, а прежде всего в запросах нашего зрителя. И потом, надо учитывать психотерапевтическую функцию сериалов: ни один из них не призывал ни к войне, ни к убийствам, ни к жадности, ни к подлости. Все это сказки только о добре, потом они становятся русскими народными сказками, как, например, "Санта-Барбара". Я не вижу в них ничего плохого. Давайте будем честными: представим себе человека, целыми днями слушающего Чайковского или читающего Достоевского. Мы, кстати, снимаем восьмисерийный художественный фильм по "Идиоту" Достоевского. Но наряду с этим у нас будет и "Воровка". Претензии интеллектуально продвинутой части общества к телевидению (надо сказать, их в последнее время не так много) совершенно естественны, но я их отношу к дежурным упрекам. Я считаю, что наше телевидение, и в частности РТР, не только не совершает никакого преступления по отношению к обществу, а даже наоборот - оно чуть лучше, чем общество при нынешнем состоянии материальной жизни могло бы себе позволить.

- На взаимоотношения общества и телевидения есть две противоположные точки зрения, первая - общество такое, какое есть, к нему нужно присматриваться и делать соответствующее телевидение; вторая - телевидение должно идти впереди, поднимать интеллектуальную планку выше существующего в обществе уровня. Вы, судя по всему, примыкаете к первой?

- Не нужно ни потакать обществу, ни бежать впереди него. Нужно показывать. Мы показываем, зритель выстраивает свое отношение к тому, что он видит. Процесс самовоспитания общества неизбежен, если ему честно предъявлять его портрет. Если общество будет смотреться в зеркало телевидения, оно сделает для себя определенные выводы. Конечно, в зеркале окажутся хорошо заметными прыщи, некрасивые брови, следы не очень активной мозговой деятельности, но чем меньше искажений, тем лучше для общества. Серьезные проблемы сегодня - в обществе, а не на телевидении.

- Функция зеркала, конечно, благотворна. Но, например, с началом очередной предвыборной кампании оно мутнеет и начинает излучать дикую энергию. Совсем недавно можно было это наблюдать.

- За последние десять лет наше общество прошло большой путь, вместе с ним менялось и телевидение. Да, прошлые предвыборные кампании несли отпечаток некоторого насилия над обществом, скажем так. Но за всем этим опять-таки стоят некие объективные процессы, происходящие в обществе. Я считаю, что мы, несмотря ни на что, быстрым шагом идем к реальной демократии, это показали последние губернаторские выборы. Реальная демократия - это всегда борьба разных сил, групп и группировок, телевидение, отражая эту борьбу, выступает в качестве все того же зеркала. Чем более демократичным будет общество, тем более демократичным будет и телевидение. Я не вижу оснований для утверждения, что телевидение играет в обществе отрицательную роль.

- В чем, по-вашему, будет заключаться главная особенность нового телевизионного сезона?

- Отличительной чертой этого сезона будет появление большого количества отечественного продукта, прежде всего телефильмов и сериалов. Если раньше это был продукт штучный, то сейчас он будет вступать в жесткую конкуренцию с существующими форматами и в отдельных местах - друг с другом. В прошлом сезоне любой появившийся отечественный продукт мгновенно и однозначно оценивался как успех, сегодня зритель начинает смотреть на качество и отличать хорошее от плохого. Будет из чего выбрать. По-моему, это замечательно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Что делать, если сустав «заржавел»

Что делать, если сустав «заржавел»

Владимир Яшин

Артриты и артрозы помолодели и встречаются даже в 35–40 лет

1
2443
Киев хочет ускорить  газовые переговоры с Россией

Киев хочет ускорить газовые переговоры с Россией

Михаил Сергеев

Европейцы напоминают украинцам о долгах за топливо с марта

0
2194
Киев и Москва на пороге чрезвычайной газовой ситуации

Киев и Москва на пороге чрезвычайной газовой ситуации

Анастасия Башкатова

У "Нафтогаза" с "Газпромом" обнаружилось общее слабое звено – украинская труба

0
5471
На "Кинотавре"-2019 победил дебютант

На "Кинотавре"-2019 победил дебютант

Наталия Григорьева

Гран-при фестиваля получил "Бык" Бориса Акопова

0
2700

Другие новости

Загрузка...
24smi.org