0
3143
Газета Неделя в обзоре Печатная версия

24.05.2015 17:49:00

В культуре. Мировые премьеры на Дягилевском фестивале

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Марина Гайкович – заведующая отделом культуры «НГ»

Тэги: пермь, дягилевский фестиваль


пермь, дягилевский фестиваль Балет «Условно убитый» в ностальгической форме транслирует ранний советский стиль. Фото с сайта www.diaghilevfest.ru

Центральное событие этой недели – редкий случай – не столичной локации. В четверг мировой премьерой спектаклей по сочинениям Дмитрия Шостаковича открылся Дягилевский фестиваль в Перми. Постепенно событие это перерастает не то что региональный, но и российский масштаб: в зале то и дело слышится иностранная речь, и это не только журналисты, но и просто любители классической музыки из Европы. 

Спектакль, поставленный к открытию фестиваля, посвящен двум ранним сочинениям Шостаковича – это пролог к опере «Оранго» и балет «Условно убитый». Партитура фрагмента из «Оранго» была найдена совсем недавно и несколько раз исполнена в концертных программах (в том числе в России – год назад на фестивале Мстислава Ростроповича); музыка к цирковому ревю «Условно убитый» тоже периодически попадает в поле зрения дирижеров (в этом сезоне ее исполнил в Москве Большой симфонический оркестр им. Чайковского), поставлены же эти опусы впервые. Хореограф Алексей Мирошниченко взялся – впервые в жизни – и за оперный жанр, режиссерское решение обоих спектаклей принадлежит ему. В ностальгической форме обе постановки транслируют ранний советский стиль: Андрей Войтенко и Татьяна Ногинова создали декорации и костюмы по мотивам театральных работ знаменитой художницы-авангардистки Александры Экстер. 

Рабочие в комбинезонах и спортсмены в коротких шортиках выстраивают композиции в олимпийском духе, почтенной иностранной публике, высокомерно сморщившей носик, демонстрируют человекообезьяну, милая девочка Маша продает эскимо, ее растяпа-ухажер Стопка не видит соперника, квартет уличных хулиганов с папиросками ловко крадет сумку у доверчивой прохожей, рота «условно убитых» учится обходиться с противогазами (здесь читается целая лекция о последствиях химической атаки, а на ее текст тренер Бейбуржуев танцует уморительную пантомиму), в ресторане танцуют буржуазные танцы, под воздействием алкогольных паров герои превращаются в ангелов и демонов и т.д. – словом, хороший водевиль. 

«Условно убитый» все же вышел более цельным, чем «Оранго», впрочем, по естественным причинам. К опере был написан только лишь вступительный фрагмент, а потому история взлета и успеха человекообразной обезьяны от зрителей скрыта, доступен только результат падения:  существо, созданное в результате генетического эксперимента, из развитой личности превратилось в жалкое существо, годное разве что для развлечения публики. Вот так и в постановке: волосатый артист прыгает на корточках и произносит единственное «э-хе-хе», на том и финал – а между тем, конечно, хотелось бы увидеть и то, что скрыто за рамками пролога, пусть и схематически. 

Оркестр Пермского театра оперы и балета под управлением Теодора Курентзиса (ему вдова Шостаковича сама предложила этот проект), как всегда, блестяще освоил обе партитуры, а балерина Наталья де Фробервиль (Домрачева) подтвердила статус ведущей артистки труппы, легко и изящно исполнив партию Маши. Правда, вот-вот ее покинет: по словам артистки, с ней ведет переговоры одно из западных агентств, но контракт пока не подписан.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Немецкие предприниматели предупреждают США

Немецкие предприниматели предупреждают США

Олег Никифоров

Под угрозой судьба трансатлантических отношений

0
1117
Ректоры потребовали от главы Минобрнауки жесткости

Ректоры потребовали от главы Минобрнауки жесткости

Наталья Савицкая

0
949
Аварийность зависит от профессионализма летчиков

Аварийность зависит от профессионализма летчиков

Ирина Дронина

0
874
Ложь взаправду

Ложь взаправду

Главную «пугалку» 90-х о «русской мафии» сменил миф о всесильных «русских хакерах»

0
1044

Другие новости

Загрузка...
24smi.org