Завершившуюся вчера вечером «Золотую маску» часто называют фестивалем лучших спектаклей России, и всякий раз раздаются голоса недовольных качеством собранных в афише спектаклей. Но в чем нельзя отказать Эдуарду Боякову, год назад оставившему пост гендиректора «Золотой маски», но не оставившему ее своим вниманием, – ему удалось привить моду на театр, моду на «Золотую маску», эмблема которой украшает не только дорогие столичные рекламные щиты, но и банковские карты.
Увлеченный сейчас этническими музыкантами и их музыкой, он мгновенно вовлекает и их в орбиту фестиваля, устраивает нечто то ли богоугодное, то ли богомерзкое (но и вправду чрезвычайно увлекательное!) в Театральном центре на Страстном: аутентичный фольклор, собираемый Сергеем Старостиным, если угодно – гуру русской корневой культуры. Тот принес в «Голденмаск-клуб» свои жалейки и гусли, просвирелки и флейты, а заодно привез из Белгородской области каких-то замечательных людей, деда и бабку, в старинных – стопятидесятилетней давности – шитых праздничных костюмах. Настоящих, как, впрочем, и он сам. Были и другие, сочетавшие этническое «старье» с «новьем» – джазом, роком и электроникой. «Голденмаск-клуб» в определенном смысле заменил «бумажные» фестивальные дневники (что писать, когда можно прийти, поговорить, да еще и музыку диковинную послушать?!), туда пришли тысячи зрителей, в «мирное» время попросту игнорирующих театр.
«Маска» – как всегда – сложена была из событий самых разнообразных как по качеству, так и по масштабу: «Аиду» Новосибирского академического театра оперы и балета (сам театр – таков, что его называют крупнейшим во всей Евразии, от Варшавы до Шанхая) везли в Москву на 8 фурах, а занято в спектакле Дмитрия Чернякова было более 400 человек. А «Апокалипсис» Ильи Эпельбаума длится всего 10 минут и играется лишь для одного зрителя. Число сыгранных спектаклей – обычное, чуть больше сорока, городов-участников – тринадцать. Любопытно, что «новая драма», о необходимости которой так долго говорят все кому не лень (и ваш покорный слуга – в их числе), в афише «Маски» представлена не была, как будто и впрямь для нее лучшее место – в специально выделенном гетто – на одноименном осеннем фестивале. Даже в номинации «Новация» – ни одной свеженаписанной пьесы.
Вполне в духе времени были выдержаны специальная дискуссия, посвященная проблемам взаимоотношений театра с интернетом и показ в интернете номинированного и привезенного в Москву на «Маску» спектакля «Макбет» Саха-театра из Якутии. К разговору удалось подключить находившегося в этот момент в Израиле Игоря Овчинникова, автора и главного редактора проекта www.theatre.ru. Связаться с ним удалось за считаные часы – а два года назад связь с Петербургом налаживали несколько дней. Теперь говорят, что в следующем году, вполне вероятно, часть программы «Маски» можно будет смотреть в интернете из любой точки мира в режиме онлайн.