0
442
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.11.2007 00:00:00

Мир просто передвигает стены на новые места


Маттиас Лангхофф ≈ режиссер, чье имя вписано в ареопаг европейской современной режиссуры. Он родился 9 мая 1941 года в Швейцарии, куда семья бежала от фашизма. После войны семья вернулась в Германию и оказалась в ГДР. Отец Лангхоффа возрождает «Дойчес театр» и приглашает Брехта. Родившись в театральной семье, Лангхофф не спешит пойти по стопам отца: изучает химию, работает каменщиком. В 1961 году поступает в труппу «Берлинер ансамбля». Близким другом и творческим alter ego режиссера становится писатель и драматург Хайнер Мюллер.

Лангхофф ставил спектакли в ГДР и ФРГ, Франции и Испании, Италии и Буркина-Фасо. В 1989–1991 годах руководил знаменитым театром Види-Лозанн (Швейцария). Руководству театром предпочитает статус свободного художника. В 2001 году Международный театральный фестиваль им. Чехова привез его спектакль «Ревизор» с итальянскими актерами, который стал событием. Лангхофф увлечен идеями Вс. Мейерхольда как театром будущего. Этой осенью Центр им. Мейерхольда пригласил Лангхоффа для вручения премии, учрежденной в честь великого реформатора русского театра. В Москве был показан спектакль «Квартет» Хайнера Мюллера, поставленный Лангхоффом в Париже. В последнее время он больше всего работает во Франции. Директор Национального театра Бретани Эмманюль де Верикур пригласил его для постановки «Любви под вязами», «Ричарда III», «Ревизора» и «Троянок».

≈ В свое время вы вернулись в разрушенный Берлин. Вы видели, как строилась Берлинская стена, и видели, как она разрушалась...

≈ Мир просто передвигает разделительные стены на новые места. Я не вижу принципиальной разницы между людьми, которые пытались преодолеть Берлинскую стену, и людьми, которые гибнут на утлых лодчонках, пытаясь покинуть берега Африки. Я только что вернулся из Чили. А Чили в своем стремлении построить новый либерализм в тысячу раз сильнее Европы. Там все приватизировано, даже школы и университеты ≈ только частные. За обучение платят по 500 долларов в месяц. Это значит, что только пять процентов населения имеет доступ к информации. Вот вам пример возведения одной из чудовищных стен. Но это ≈ очевидная стена. А есть и внутренние стены. Например, мы ведем переговоры с Мюрьель Майетт, которая сейчас стоит во главе «Комеди Франсез».

≈ Вы обсуждаете идею новой постановки?

≈ Я думаю, что имеет смысл делать в стенах «Комеди Франсез». Мне говорят: «Может быть, взять Расина?» Я думаю, может, действительно, поставить Расина? Не знаю, насколько вы знаете «Комеди Франсез». Прекрасное здание с колоннами. Сегодня между этими колоннами все время селятся бомжи. И каждый раз я прохожу через стену, которая нас разделяет, и говорю: «Я не могу ставить Расина». Жизнь имеет глобальные формы, но она выражается в конкретике, которую мы видим каждый день. Может быть, я научился понимать это и видеть как раз благодаря тому, что в моей жизни была та стена. У меня нет ответа, как сделать так, чтобы стены исчезли, но у меня есть способность их видеть.

≈ Сохранился отзыв Томаса Манна на книгу вашего отца, написавшего, что Нобелевскую премию должны были дать вашему отцу, а не ему. Ваш отец был в концлагере. Что он вам рассказывал? Или он не рассказывал?

≈ Конечно, рассказывал. Он оказался там в самом начале возникновения концлагерей, вместе с депутатами Рейхстага стал жертвой самой первой «метлы». Проблемой было не только его собственное пребывание в лагере. Куда большим кошмаром стало то, что на его глазах эти лагеря превратились в машину по уничтожению людей. Он, как и многие узники ГУЛАГа, с которыми я разговаривал, чувствовал себя почти виновным за то, что он вышел, тогда как другие остались. Мой отец ≈ не писатель. Но мне кажется, книга очень хорошо написана. Он просто рассказывает обо всем, что с ним случилось, и о том, как он это прожил и пережил. Его книга ≈ практически первое живое свидетельство о концентрационном лагере в Европе. С одной стороны, это почти буколическое повествование, с другой стороны, тем кошмарнее, тем большее впечатление производят отдельные детали. Маленький пример. Когда было голосование за Гитлера или против Гитлера, как ни странно, узники лагеря могли принять участие в голосовании. Отец описывает, как узники долго обсуждали, голосовать или нет, и потом проголосовали: естественно, все «против». На следующий день начальник лагеря выстроил всех узников и сказал, что 99 процентов населения Германии проголосовали «за», поэтому ваше голосование «против» не представляет для Германии проблем...

≈ Вы произнесли имя Гитлер. Гитлер и Сталин для вас одно и то же? Все чаще и чаще их сближают и уравнивают...

≈ Нет. Гитлер, немецкий фашизм, антисемитизм неразрывно связаны с чудовищной глупостью и варварством. Сталинизм и тот террор, в который сталинизм вылился, все-таки основан на идее изменения, улучшения мира. Этот порыв в чем-то близок религиозному фанатизму, религиозным войнам. Сам Гитлер особого интереса не представляет, у него не было видения мира, а то, что у него было, просто смехотворно.

≈ Однако он начинал как художник, как и Сталин, который начинал как поэт.

≈ Оскар Мария Граф писатель 20-х годов, литературный сотрудник одного из мюнхенских театров, будучи в изгнании, признавался, что фашизм ≈ его личная вина. Однажды к нему пришел молодой автор по фамилии Геббельс. Граф, прочитав весь этот идиотизм, указал автору на дверь. «Если бы я тогда знал, мы бы только его пьесы и играли», ≈ часто повторял он нам.

≈ А почему вы ведете интервью по-французски?

≈ Сейчас же я француз, приехал в Москву с актерами «Комеди Франсез». Давно живу во Франции. Поменять язык ≈ лучший смысл поменять мышление. Это практически цитата из Гумбольдта, великого немецкого философа. Язык народа ≈ есть дух.

≈ Вы учили русский?

≈ К сожалению, нет, хотя русский был обязательным предметом в школе. Наш преподаватель не говорил на русском, как и мы. Мы были уверены, что не покинем нашу страну и что никто к нам не приедет.

≈ Вы получили прививку политического театра от Бертольта Брехта?

≈ Первая театральная прививка ≈ это мой отец, который был театральным деятелем. Я родился в Цюрихе, когда мои родители уехали в изгнание. После войны моя мать собрала все семейное добро в ящики и отправила поездом в Германию. По дороге украли все, кроме одной книги, которую отец нашел у букинистов в Цюрихе, ≈ «Русский театр». Поскольку ворами были нацисты, к русскому театру они не пожелали прикасаться. В мои молодые годы я познакомился с Брехтом, но помимо Брехта с системой Станиславского как с системой соцреализма. В книге «Русский театр», купленной отцом, было много фотографий из спектаклей Мейерхольда. В те времена имя Мейерхольда было нежелательно даже произносить. Тогда я первый раз себе сказал, что именно такой театр меня вдохновляет. На самом деле в моем воображении возник не театр Мейерхольда, а мои представления о театре Мейерхольда, который я домыслил по той самой книге.

≈ Сохранилась ли у вас эта книга?

≈ Нет. Эта книга теперь в Москве. Когда я первый раз приехал сюда, меня познакомили с внучкой Мейерхольда. Она произвела на меня такое сильное впечатление, что я ей рассказал про эту книгу, и теперь книга у нее.

≈ А как вы познакомились с Брехтом?

≈ Это было великое для меня событие. Мой отец руководил «Дойчес театром» в Берлине. И он пригласил Брехта вернуться из эмиграции, чтобы возглавить театр. Его возвращение стало почти семейным делом: мать готовила ему квартиру, а отец поехал его встречать (Брехт летел через Прагу) и взял меня с собой. Аэропорт, куда он прибывал, был небольшой, поэтому я смог увидеть, как из самолета выходит Брехт, надвинув кепочку, с сигарой. У меня возникло ощущение, что этот человек замыкается в своей скорлупе. Он едва пробормотал: «Здрасьте». Мы въехали в Берлин, Колонна победы, естественно, была в руинах, как, впрочем, и весь город. Люди начинали расчищать эти руины, чтобы возвести свои маленькие садики. И тогда Брехт сказал моему отцу: «Лангхофф, остановись!» Первую фразу на немецком он сказал следующую: «Посмотрите, ничего хорошего в ближайшие пятьдесят лет с этим народом не случится». Вы знаете, что Брехт после войны не написал ни одной пьесы?

≈ Как вы думаете, почему не понравились Брехту люди, которые расчищали руины для своих маленьких садиков?

≈ Могу высказать только догадки. Только что кончилась война, вся страна лежит в руинах. Это уникальный момент выстроить что-то новое. А они думают только о своем маленьком пятачке. И делают ровно то, что уже сто раз делали. А для Брехта в тот момент Берлин был раем, потому что он был плоским. Открытый горизонт и море возможностей.

≈ Мой коллега Джон Фридман пересказывал мне одно американское исследовании, в котором утверждалось, что на самом деле Брехт не сочинял свои пьесы, что у него было огромное количество литературных рабов и даже сексуальных рабынь. Это американский антикоммунизм или в этом есть доля правды?

≈ Об этом поговаривают. Отчасти это имеет под собой основания, потому что Брехт создал практику коллективного творчества. Но он не скрывал этого. Брехт в области драматургии вернулся к принципу средневекового авторства. Микеланджело не расписывал капеллу собственноручно кисточкой, иначе бы он писал ее до сих пор. Это вершина айсберга. Верно и то, что Брехт всегда жил с семью женщинами. То есть внутри гарема происходила определенная ротация, кто-то умирал, кто-то уходил, но у него всегда было семь женщин.

≈ Почему семь?

≈ Не знаю, но семь.

≈ Возможно, потому, что семь дней недели?

≈ Возможно. (Смеется.) Он отличался тем, что умел увидеть в своих женщинах талант, театральный, писательский. Одна из его сотрудниц, Элизабет Хауфманн, рассказывала о том, как строилась их жизнь. Элизабет работала с Брехтом над пьесой «Что тот человек, что этот», в которой использовалась пьеса Шекспира «Мера за меру». Она уже подписала договор. Брехт встретился с Хауфманн, немедленно отправился с ней в постель. Потом у него была назначена следующая встреча. Перед тем как уйти, Брехт сказал Хауфманн: «Пиши первую сцену, сделай ее в классическом стиле». Она и написала, как было велено. Его единственная официальная жена, актриса Елена Вайгель, не имела права участвовать в коллективной работе, но она абсолютно верила в то, что ее муж ≈ гений века. Работа протекала с девяти часов утра до двух часов дня. Распорядок соблюдался предельно строго. После двух Елена Вайгель приходила туда, где шла коллективная работа, и собирала все бумажки, на которых хоть что-то было написано. И все эти бумажки хранила очень бережно, они, собственно, и составили основу архива. Хотя непонятно, кто там что писал. И тут не помогает даже дактилографическая экспертиза, потому что кто-то мог диктовать, другой ≈ записывать. Теперь определить, где Брехт, а где не Брехт, ≈ занятие на долгое время. Все, что я могу сказать, а в общем – какая разница?..

≈ Сохранились ли хорошие отношения у вашего отца с Брехтом?

≈ Да. Отец до последних дней испытывал к Брехту огромное уважение. Хотя как режиссер мой отец придерживался традиционных форм театра. Брехт не видел никакой проблемы в том, чтобы разговаривать с политиками. С волками жить ≈ по-волчьи выть. Это ранило отца. В то время все ранили всех. Мы забываем, что в те времена художникам, артистам брутальность, жесткость были более присущи и намного очевиднее, чем представляется сегодня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Единая Россия" защитит деньги инициативных граждан

"Единая Россия" защитит деньги инициативных граждан

Иван Родин

Партия власти старается побуждать избирателей к положительным ассоциациям

0
305
На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

Елена Крапчатова

Выставка представила своим посетителям специальный pet-frendly гид

0
282
В Армении запустили обратный предвыборный отсчет

В Армении запустили обратный предвыборный отсчет

Игорь Селезнёв

Власти и оппозиция примеряют на себя коалиции

0
302
Китай требует, чтобы США его уважали

Китай требует, чтобы США его уважали

Владимир Скосырев

Пекин и Вашингтон надеются сгладить разногласия в Лондоне

0
324

Другие новости