Фото Reuters
В ночь на 25 мая российские средства ПВО сбили над РФ 205 беспилотных летательных аппаратов самолетного типа ВСУ. За минувшую неделю уничтожено около 1500 дронов. Из-за атаки дронов были закрыты гражданские аэродромы в Подмосковье и некоторых регионах Центральной России. По словам советника главы офиса президента Украины Михаила Подоляка, дроновые атаки на РФ планируется наращивать.
По заявлению Подоляка, ВСУ способны перенести боевые действия «на территорию РФ, увеличив использование дронов и ракет». The Washington Post, ссылаясь на источник в органах безопасности и обороны Украины, сообщает, что «цель нынешних украинских ударов – поразить военные объекты России, а также объекты инфраструктуры, обеспечивающие армию или играющие ключевую роль в экономике».
В свою очередь, в ночь на 25 мая Вооруженные силы РФ также нанесли массированный удар высокоточным оружием морского, воздушного, наземного базирования и беспилотными летательными аппаратами по предприятиям военно-промышленного комплекса Украины, а также центрам радиотехнической разведки и спутниковой связи. Наблюдатели отмечают, что важные военные и стратегические объекты были поражены в Киевской, Хмельницкой, Харьковской, Одесской, Тернопольской, Сумской и Житомирской областях. И это был один из самых мощных в этом году ударов Российской армии по Украине.
Украинские СМИ зафиксировали, что многие российские беспилотники впервые пикировали на большой скорости на объекты с рекордной высоты почти 5 тыс. м, благодаря чему они стали более сложной целью для противовоздушной обороны. По оценкам Генштаба ВСУ, по Украине было запущено 367 средств воздушного нападения, в том числе 69 ракет. Среди них 9 баллистических ракет «Искандер»-М/KN-23, а также 55 крылатых ракет морского («Калибр») и воздушного базирования Х-101, которые запускались с самолетов стратегической авиации Ту-95, ТУ-160. Кроме них применялась одна крылатая ракета Х-22 с самолета Ту-22М3, а также 4 управляемые авиационные ракеты Х-59/69 с самолетов тактической авиации.
В ночь на 24 мая Вооруженные силы РФ применили 14 баллистических ракет «Искандер-М» и 250 ударных беспилотников различных типов. Основной целью удара стал Киев, однако атакам подверглись также Днепропетровская, Одесская и Запорожская области. Оценивая эффективность российских ударов, спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат признал, что Россия улучшила тактико-технические характеристики баллистической ракеты «Искандер М», и зенитные ракетные системы Patriot стали против них бессильны. «Во-первых, каждая ракета при заходе на цель может отстреливать радиолокационные ловушки. Во-вторых, ракеты могут лететь по квазибаллистической траектории – не по прямой, а совершая маневры», – заявил Игнат.
При этом Вооруженные силы РФ демонстрируют успехи и на линии боевого соприкосновения. Минобороны РФ 25 мая сообщило о том, что подразделения Южной группировки войск в ДНР освободили населенный пункт Романовка. 24 мая под контроль российских военных в ДНР перешло сразу два населенных пункта. Подразделения группировки войск «Восток» заняли село Отрадное, подразделения Южной группировки войск – село Ступочки. В тот же день Минобороны отчиталось о взятии села Локня в Сумской области, которое находится недалеко от Суджанского района Курской области РФ. Как ранее заявил президент РФ Владимир Путин, вдоль границы с Украиной создается буферная зона безопасности.
Британская The Telegraph пишет о том, что Россия применяет стратегию «тройного удушения» – сочетая наземные атаки с ударами дронами и планирующими бомбами. Сначала наземный бой фиксирует ВСУ на позициях, потом дроны «сковывают маневренность подразделений ВСУ, заставляя зарываться и не высовываться, выявляя точные места расположения, а финальный удар – планирующие бомбы, срывающие все, даже бетонные укрытия». Эта тактика приносит России успех. Украина вынуждена выстраивать динамичную оборону. «Однако такой подход ставит стороны в зависимость от поддержания темпов производства вооружений», – считают авторы The Telegraph.
«Россия пока справляется с массовым производством таких вооружений, как корректируемые бомбы и дроны, управляемые через оптоволокно», – отмечает военный эксперт генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев. Подобные оценки дает и издание The Times, отмечая, что «Россия лидирует в гонке беспилотных летательных аппаратов, опередив Киев в производстве и использовании FPV-дронов средней дальности и их оптоволоконных модификаций». Дроны с оптоволоконной модификацией, применяемые РФ, «меняют линию фронта и тактику» ведения боевых действий, считают авторы этого издания.
Как отметил директор разведывательного управления Пентагона генерал-лейтенант ВВС США Джеффри Круз, «при отсутствии урегулирования путем переговоров или, в качестве альтернативы, надежной помощи Запада ситуация на поле боя может продолжить постепенно складываться в пользу России в течение 2025 года».
Аналитики британского издания Sky News, ссылаясь на мнение военных, считают, что после вытеснения ВСУ из Курской области Россия может готовить крупное наступление в районе приграничных городов Харьковской и Сумской областей. Германский военный эксперт Нико Ланге согласен с таким прогнозом, но полагает, что, возможно, запланировано крупное наступление Вооруженных сил РФ и на Днепропетровскую область.
На этом фоне бывший премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс, который стал первым еврокомиссаром по вопросам обороны, заявил, что Европа не даст России победить. Схема кредитования для перевооружения Европы может стать «важным прорывом» в поддержке Украины, отметил он. «Европа может восполнить любой дефицит американской военной помощи Украине; путь к справедливому миру – это реализация формального мира через силу», – сообщил он. Подтверждая свой тезис, он сослался на данные Кильского института мировой экономики. По этим данным, Европа предоставила Украине военной помощи на 62 млрд евро, а 64 млрд евро передали США. Европа также направила 70 млрд евро гуманитарной и финансовой помощи по сравнению с 50 млрд евро от США. «Чтобы заменить потоки помощи Украине от США, Европе нужно будет тратить 0,21% ВВП», – считает Кубилюс. По подсчетам института, по сравнению с текущими расходами разница составляет «незначительную» величину – 0,1% ВВП. О дополнительных 0,1% Кубилюс сказал: «...разумеется, они не равны нулю, но и не представляют собой нечто, что разрушило бы нашу финансовую систему».