Спасо-Евфросиниевский монастырь после реставрации опять открыт для публики.
Руководство Белоруссии определило духовные центры религий, распространенных в стране. Об этом сообщил уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак на встрече с представителями религиозных организаций. Общины сами выбирали для себя главные святыни. Католики назвали костел в Будславе, иудеи – синагогу в Бобруйске, мусульмане – мечеть в городе Ивье. Ну а главной святыней белорусов как преимущественно православного народа объявлен Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке.
Сообщение о том, что определены духовные центры четырех религий, прозвучало как раз в те дни, когда в Белоруссии отмечали 900-летие обители. В мае в Полоцке прошла международная научная конференция «Спасо-Евфросиниевский монастырь в истории и культуре Беларуси», собравшая свыше 70 историков и искусствоведов. Музеи и библиотеки города подготовили выставки полоцких исторических артефактов и книг XII–XIX веков, связанных с обителью. Главные празднества проходили 5 июня. В них участвовал патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Женский монастырь, основанный преподобной Евфросинией Полоцкой в первой четверти XII века, считается одним из древнейших религиозных и культурных центров Белоруссии. Его архитектурный ансамбль включает белокаменные постройки различных эпох. Монастырь много раз перестраивался, но особенно ценен как памятник древнерусского зодчества с уникальной фресковой росписью.
Евфросиния Полоцкая (в миру – княжна Предслава, дочь князя Ростислава Всеславича и Софии Мономаховны), жившая в XII веке, отказалась от княжеского брака, приняла монашеский постриг и посвятила жизнь просветительской деятельности. Она обосновалась в келье при Софийском соборе Полоцка и переписывала (возможно, и переводила) книги, заложив тем самым основу для полоцкого летописания. Впоследствии она основала собственный монастырь, где собирала библиотеку и жила в уединении, но также покровительствовала монашескому образованию. Обитель Евфросинии стала центром церковного просвещения в Полоцком княжестве: при ней работали школы, в которых преподавали чтение, письмо и даже нотную грамоту.
Архитектурный ансамбль Спасо-Евфросиниевского монастыря сформировался в XII–XIX веках. Центральный памятник – Спасо-Преображенская церковь XII века. Как отмечают исследователи, планировка церкви строго соотнесена с системой симметричных галерей и экзонартекса (притвора), которые сохранились лишь частично. Археологические раскопки показывают, что первоначально храм был значительно больше: к нему примыкали северный и южный крылья, а перед главным входом стоял притвор. Сегодня от этой древней постройки сохранилось около 60% объема, и ее внешний вид восстановить полностью невозможно.
![]() |
Особую ценность представляют фрески Преображенского храма XII века. Фото с сайта www.patriarchia.ru |
В контексте разговора о монастыре обязательно вспоминают крест Евфросинии. В 1161 году по ее заказу мастер Лазарь Богша изготовил напрестольный крест. Это было настоящее чудо ювелирного искусства. Изготовление производилось методом древневизантийской перегородчатой эмали. Крест был утерян во время Великой Отечественной войны. Брестский мастер Николай Кузьмич в 1996 году изготовил точную копию исторического артефакта.
В последние годы проведен комплексный анализ фресок и материалов церкви (микроскопические исследования грунтов, пигментов и т.д.). В результате в начале 2025 года Спасо-Преображенский храм после многолетних работ опять открыли для посетителей.
По мнению экспертов, значение Полоцкой обители выходит далеко за пределы сугубо религиозной сферы. Историк архитектуры Геннадий Лаврецкий подчеркивает, что храм Спаса служит «ярким примером развития византийской традиции в архитектуре Древней Руси XII века», которая задала основу полоцкой школы зодчества. Алексей Коц отмечает, что открытие уникальных фресок и подземных построек подчеркивает «культурное своеобразие региона» и обеспечивает новые научные открытия при каждом последующем раскопе.
Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке – не только памятник древнерусской архитектуры и искусства, но и символ белорусского культурного наследия. Комплекс находится под охраной государства как объект историко-культурного значения, а попытки включить его уникальные постройки в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО периодически обсуждаются в научно-культурной среде.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать