0
4977
Газета Люди и положения Интернет-версия

17.10.2014 00:01:00

Женщины и соборы Аристарха Лентулова

Тэги: живопись, галерея выставка


живопись, галерея выставка В своих работах Лентулов энергично орудовал цветом. Фото пресс-службы галереи «Наши художники»

В галерее «Наши художники», собравшей по музеям и частным коллекциям довольно камерную выставку «Плоть вещей», есть картины привычные, есть неожиданная ода революции, есть кое-что, вызывающее недоумение, и есть картина, которую иначе как чумовой не назовешь, – портрет жены.

Мария Лентулова в длинном полосатом платье, с воротником почти под горло, то ли в шляпке, то ли в шапке, забралась с ногами в кресло – и выражение ее лица с волевым изгибом бровей,  как у классной дамы. Зато плюс к этому выражению лица тут – поднятый подол платья, обнажающий нежно-розовую кожу ног в белых чулках. Но это тоже не все. В придачу ко всему на платье художник прилепил кружево, а на березу за моделью (поскольку сидит она под березой, то ли у окна, то ли возле гигантской табуретки – пространство здесь выделывает замысловатые кульбиты) – бересту. И фоном весело рябят зеленые с розовым мазки кресла и синие с зеленым мазки того, что осталось за этой мизансценой. Модель чудо как хороша, хотя и не скажешь, что тут и на миловидном портрете, сделанном двумя годами раньше, в 1913-м, та же Лентулова.

Один из главных критиков той поры Яков Тугендхольд сказал о лентуловской «прекрасной плоти вещей». Его живопись – а сейчас собрали самый плодотворный период, 1910–1920-х, – очень витальна. И многочисленные соборы (хотя лентуловской «визитной карточки» – цветного, как лоскутное одеяло, разлапистого, как пряничный терем, «Собора Василия Блаженного» тут нет) витальны не меньше, чем женские портреты. Живописал он – буквально: живо писал, энергично орудуя цветом, который был главным его средством. Цвет расползался мясистыми мазками, как у «хулиганов» – соратников по объединению «Бубновый валет» Кончаловского, Фалька или Машкова – и Троице-Сергиева лавра утопала в изумрудной зелени, вспоминая общее увлечение Сезанном. Если иначе, так колорит по-лентуловски – это цветные «льдинки», грани расколовшегося стекла, играющие на просвет, распадающиеся на целый спектр разных оттенков. То эти «льдинки» складываются в гармонику (цвета зеленовато-голубовато-сиренево-желтоватого), которую держит почти такая же граненая женщина, то бойкими углами строят «Ворота с башней» Нового Иерусалима. И его не смущало, что церквушки в таком кубофутуристическом ракурсе начинают подскакивать и приплясывать. Динамика – то, чего хотела эпоха (живописная ода революции – картина «Мир, торжество, освобождение» 1917-го – про несущуюся вперед фигуру в разрозненном, как панно с аппликацией, мире, где двуглавый орел и павлин, звезды и скачущие буквы крутятся и колотятся, как в неистовом танце).  

226-11-21_t.jpg
Женщина в полосатом платье
(Портрет Марии Петровны Лентуловой
на фоне березы). 1915.  
Собрание Федора Лентулова. 
Фото пресс-службы галереи
«Наши художники»

Лентулов даже изобрел собственный стиль – «орнеизм» – и расшифровал его как «средство колористического возбуждения окружающей цветовой массы», впрочем, от этой цитаты можно шагать ко многим художественным течениям начала XX века. К «диким» краскам фовистов, например, и к словам Андре Дерена про то, как «краски стали зарядами динамита. Они исторгают свет и, кажется, способны взорвать реальность». Для европейского модернизма и для русского авангарда «как» важнее, нежели «что», – поскольку это самое «что» в результате преображалось не сказать до неузнаваемости, но очень сильно. На то и расчет. Цвет Лентулов чувствовал остро – и когда не боялся контрастов, и когда между этими контрастами тонко нюансировал оттенки, тона-полутона. Поэтому когда видишь натюрморт с розами 1913 года, где вроде все узнаваемо: и цветные – синяя, зеленая, желтая дуги «режут» фон, и сами цветы будто из тех самых цветных граней-осколков созданы, но – странно. Выглядит слащавее, грубее, чем обычно у него.

Неудивительно, что родившийся в семье священника художник и религиозные сюжеты тоже трактовал – цветом и формой – весьма вольно. Его, одного из учредителей «Бубнового валета», «Распятие» цензура удалила к чертям с первой выставки объединения в конце 1910 – начале 1911 года. Непонятно, ту ли картину показывают в «Наших художниках», но здесь под той же датой числится «Распятие» с желто-красным фоном и Христом с разноцветными ребрами и синим ухом. Такой экспрессионизм не хуже сакральных образов Жоржа Руо.

Лентулов, хотя в нем узнаваемы черты бубнововалетцев (та самая общая у многих из них пастозная сезаннистская манера), был свободен. И если в 1910–1911 годах выставлялся с авангардистами, то в том же 1911 году преспокойно показался на выставке символистов-мирискусников. Жаль только, на выставке, кроме каталожной статьи Джона Боулта, ничего нет о работе Лентулова в театре – ни с Таировым, ни с Немировичем-Данченко.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
825
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
450
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2726
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2159

Другие новости