0
2914
Газета Люди и положения Интернет-версия

03.04.2015 00:01:00

Барочный минимализм на фоне окоёма

Тэги: поэт, художник, кочейшвили


поэт, художник, кочейшвили Типажи XIX века на картинах-рельефах Бориса Кочейшвили. Фото автора

Вокруг – это потому, что выставка «Окоём» открылась в галерее «Здесь», что квартируется в центре «Артефакт», а поэтический вечер в день рождения юбиляра, 1 апреля, прошел неподалеку, в кафе «Дом 12». «Окоём» охватывает преимущественно графику, придуманные художником картины-рельефы, и еще есть там «сухофреска», но об этом чуть погодя.

Вообще-то работа, по которой озаглавлен весь показ, называется «Три сестры», рассказывает галеристка, искусствовед Тамара Вехова. Угол какой-то веранды, с которой взгляд пускается «вплавь» мимо озерца до горизонта, поддерживающего белый экран неба. На веранде две девицы опираются на перила, и третья входит в «кадр», а за нею и мы. Только черное и белое разыгрывают эту мизансцену со штрихом холма, очертившего изгиб водной глади и сами силуэты сестер, таких кочейшвилиевских трех граций – белые абрисы, бесплотные фигуры, поэтичность будто начинающих звучать тут тихих голосов-разговоров. Не пошлость и не стремление в Москву, в Москву, а просто стремление. Стремление куда-то туда, к горизонту. Работу эту и вслед за ней выставку Вехова зовет «Окоёмом», добавляя, что это одно из любимых слов художника.

Сплин и ирония, в том числе самоирония, у Кочейшвили всегда рядом. Вот две девы – как обычно, нематериальные, образы женственности вообще – на очередной веранде с колоннами смотрят вдаль, и композиционно почему-то припоминается Пушкин Виктора Попкова, глядящий, вот так же опершись на колонну, вдаль с крыльца в Михайловском. А неподалеку графический лист, от края к краю которого тянется, передразнивая манеру советских лозунгов, растяжка «Кочейшвили выставка». Мол, хотели юбилейную выставку? Вот вам торжественность, но в шутку: велеречивость – это совсем не про Кочейшвили.

Его мир – натюрморты, будто парящие в задумчивости над пейзажами, речки, игры, негромкие беседы, вообще пространство и отношения художника-созерцателя и его героев с пространством. Одна из недавних работ – тоже на тему выставки и художника. Большой мастер утвердил на берегу речки мольберт и пишет какой-то кувшин, пока со спины к нему подбираются любопытствующие зрители, девочка и женщина с мужчиной в шляпе, который, будто ощущая важность момента, всем телом подался назад. Вот эти штрихи жестов, легкое, будто эскизное, будто не всерьез движение руки художника и составляют его героев.

Можно, например, пустить по здоровенному листу гофрокартона напоминающих ожившие гипсовые скульптурки белых персонажей, чтобы они активно размахивали руками и играли в свои игры, а на фоне тщательно прорисовать пастелью колористические переходы травы и неба. Пастель на гофрокартоне – это Кочейшвили зовет «сухофреской». С техникой у него, кстати, тоже отношения ироничные. Он может, взяв палочки для суши, рисовать акрилом по бумаге (он, после Училища памяти 1905 года десять лет прозанимавшийся в Экспериментальной студии офорта Игнатия Нивинского у Евгения Тейса, предпочитает не холст, а твердую поверхность, чтобы чувствовать ее сопротивление), может делать рисунки тушью и добавлять им фактурности, «прохаживаясь» потом по бумаге вафельным полотенцем. А может гулять по фанере, формуя гипс и акрил мастихином, пока создает картины-рельефы. Картины – картинки жизни: там то плывет по речке плот – как оплот спокойствия его обитателей, то смешно перепевают каноны античных рельефов с равноголовием-изокефалией женщины и мужчины XIX века (есть даже персонаж, похожий на Гоголя!). Игра светотени на рельефной поверхности, игра руки художника, которую он оставляет видной на этих картинах-рельефах, – все работает на то, чтобы монументальность жанра (рельеф все-таки) уживалась с камерностью кочейшвилиевских вариаций на тему. Полушутка, состояние между – то, что, кажется, ему по душе. Когда то минималистичные углы, будто вспоминающие дух архитектуры начала XX века, то вдруг барочные округлости знаменитой Знаменской церкви в Дубровицах (у Кочейшвили даже есть рельеф «Барокко и конструктивизм», только на нынешней выставке его не показывают). Тамара Вехова, тоже шутя, называет это барочным минимализмом.

Барочный минималист, поэт Борис Кочейшвили восседает в большом кожаном кресле и читает стихи. А фоном идут слайды, где просто-Борис-Кочейшвили сидит в деревне на скамейке или показывает свои работы (которые есть и в коллекциях Третьяковки, и в Пушкинском музее, и в Русском). И непременный лес с речкой там, на фотографиях, тоже, конечно, трепещет. Его стихи звучат афористичными наблюдениями за жизнью, диалогом с повседневностью и с искусством. Есть у него и такое:

Я тебе/ стараюсь/ как могу/ потакать/ и ты мне/ по возможности/ потакай/ а то отнимут/ у нас/ наш ад/ и подсунут/ их рай.

Такие окоёмовы дни, картины и стихи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1906
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1230
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1501
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
938

Другие новости