0
1350
Газета Кино Печатная версия

12.07.2012 00:00:00

За профсоюзы и честные суды

Тэги: вологда, кинофестиваль


вологда, кинофестиваль Молодое кино всегда ведет диалог с учителями и их фильмами.
Кадр из фильма Светланы Басковой «За Маркса...»

Третий год жизни VOICES показал, что воспитать и удерживать стабильную группу продвинутого кинозрителя в провинциальном городе можно. Надо не лениться работать с этим зрителем вручную – агитировать, разъяснять, быть готовым говорить о «трудных» фильмах с каждой вологодской пенсионеркой, с вертлявым старшеклассником – как делает это изо дня в день программный директор VOICES Игорь Гуськов. Поддержание огня в единичных очагах зрительской культуры на бескрайних просторах нашей родины – дело энтузиастов.

На этот раз вологодский зал очень оживился на фильме Светланы Басковой «За Маркса…» – наверное, почувствовали что-то совсем свое, ведь в картине рассказана оригинальная история создания альтернативного, настоящего профсоюза рабочих на крупном сталелитейном заводе. Снимался фильм в Череповце, где, как известно, находится крупнейшее на Вологодчине металлургическое предприятие. Картина Басковой участвовала в конкурсе «Кинотавра», но никаких призов в Сочи не получила. Произведение это очень странное. Трудно определить, к какому виду кино вообще его отнести, так как все происходящее на экране напоминает любительский спектакль заводского театра советских времен, где разыгрывают драму из предреволюционной эпохи. Сознательные и политически грамотные рабочие-идеалисты живут делами своего профсоюза, активно посещают кружки (в частности, киноклуб, где смотрят Годара), противостоят зажравшимся хозяевам-кровососам. Ни единого матерного слова вы не услышите с экрана, сплошь классическая терминология марксизма. Светлана Баскова утверждает, что есть такие рабочие и вообще мы плохо представляем себе рабочий класс. Сама она (равно как и ее соратники-единомышленники Анатолий Осмоловский и Андрей Сильвестров) крайне воодушевлена идеей профсоюзного движения – изучает, как все обстоит с этим вопросом по России, и «За Маркса…» в определенном смысле фильм-манифест. Карту будней наших кинематографических Баскова со своим «Марксом», может, и смазала – все-таки сегодня нет среди наших авторов харизматичных леваков-нонконформистов, но по гамбургскому киносчету к фильму ее трудно отнестись серьезно.

А вот французскую драму «Виновен», увы, никто не приехал в Вологду представлять, а поговорить с автором было бы интересно. Например, о том, чего ему стоило снять фильм-разоблачение беспрецедентной и повлекшей человеческие жертвы ошибки группы работников французского правосудия. Самим фактом своего существования фильм Венсана Гаранка (он основан на реальной истории, произошедшей в начале нулевых) подчеркивает пропасть между состоянием умов в кино нашем и европейском. В дни формирования молодежной секции Союза кинематографистов, где найдут понимание и опеку жаждущие «нести свет» и снимать сплошь «позитивное» кино, фантастикой видится появление в России фильма, подобного картине «Виновен». Ну, например, про цепочку действий, приведшую к гибели Магнитского. Да мало ли у нас других одиозных сюжетов? В основе фильма Гаранка – история фатальной некомпетентности судьи, засудившего нескольких человек по дикому обвинению маргинальной тетки в изнасиловании ее детей. Рушатся судьбы честных граждан, даже незнакомых с этими самыми детьми. Автор фильма педантично следует за всеми поворотами дела и приводит нас к финалу – когда оставшиеся в живых обвиняемые (в тюрьме кто-то умер, кто-то покончил с собой от несправедливого позора) полностью оправданы, а следователи и судьи отделались порицаниями. И то, что фильм документирует и распространяет эту информацию – плохие следователи и судьи отделались порицаниями и продолжают находиться в системе, – и говорит о настоящей свободе и гражданственности французского кино.

Вологда–Москва

Основные лауреаты 3-го кинофестиваля VOICES

Специальный приз жюри – «За Маркса…», реж. Светлана Баскова (Россия)

Приз за лучшую мужскую роль – Йоханнес Брост, «Авалон» (Швеция)

Приз за лучшую женскую роль – Ханна Хоэкстра, «Хемель» (Нидерланды–Испания)

Приз за лучшую режиссерскую работу – Олмо Омерзу «Ночь молода» (Чехия–Словения)

Гран-при – «Авалон», реж. Аксель Петерсен (Швеция)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Казна получила профицит за счет экономии на социальных проектах

Казна получила профицит за счет экономии на социальных проектах

Анатолий Комраков

Правительство называет сокращение расходов улучшением финансовой дисциплины

0
513
Недовольство США повысило интерес Судана к военно-морской базе России

Недовольство США повысило интерес Судана к военно-морской базе России

Игорь Субботин

Хартум вынужден искать новую точку опоры

0
436
Москва и Вашингтон заключили сделку

Москва и Вашингтон заключили сделку

Геннадий Петров

Переговоры Путина и Байдена похожи на договоренность о размене Украины на "Северный поток – 2"

0
707
Левые требуют от власти раскрыть QR-код

Левые требуют от власти раскрыть QR-код

Дарья Гармоненко

КПРФ с круглого стола в Госдуме грозит уличными протестами

0
493

Другие новости

Загрузка...