0
17259
Газета Кино Печатная версия

30.09.2014 00:01:00

Номинация на "Оскар" антиклерикального "Левиафана" шокировала Запад

Члены российского оскаровского комитета голосуют за фильм Звягинцева, но свое решение не комментируют

Тэги: кино, оскар, андрей звягинцев, левиафан


кино, оскар, андрей звягинцев, левиафан Звягинцев пугает. И у него получается. Кадр из фильма

Выбор «Левиафана» Андрея Звягинцева в качестве российского соискателя на премию «Оскар» удивил не столько отечественных, сколько зарубежных журналистов, пишущих о кино. Многие из них видели картину во время Каннского кинофестиваля, где «Левиафан» получил приз за лучший сценарий, и уже тогда называли ее не только кинематографическим шедевром, но и фильмом, ярко обличающим российскую коррупцию и слишком очевидные связи Русской православной церкви с авторитарной государственной машиной.

Сцену, где один из героев картины Звягинцева предлагает друзьям пострелять по портретам советских вождей, процитировали, кажется, все мировые СМИ. Такого от российского фильма, снятого в том числе на бюджетные средства, не ожидал никто.

Не менее дерзким выглядит и решение нашего оскаровского комитета, который сейчас – в эпоху жесткого противостояния России и мира – выдвигает на премию Американской киноакадемии именно «Левиафан». Этот жест зарубежные журналисты назвали шокирующим.

Солидарны с ними оказались и российские кинокритики: прорыва «Левиафана» мало кто ожидал, но благодаря смелости выдвиженцев у России есть крепкий шанс попасть в номинацию, а то и выиграть статуэтку. Понятно, что члены комитета в этом году стали своеобразными заложниками ситуации: им нужно было протиснуться практически между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, есть огромное желание наконец-то получить «Оскар» (в последний раз российское кино было удостоено этой чести в 1994-м за фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем»), и в этом смысле «Левиафан» – лучший кандидат. С другой – вопиющий антиклерикальный посыл фильма, очевидный и для тех, кто за него голосовал, оставляет горький осадок. Перевесили профессиональные качества: картина Звягинцева, безусловно, сделана талантливо.

Заметим, что российский прокат фильма был ограничен премьерой на «Кинотавре», где его смогли увидеть лишь представители профессионального сообщества, да кратким (настолько, что о нем не знал практически никто) прокатом в провинции – для соблюдения регламента выдвижения на «Оскар». Так что ожидать активной реакции общества на решение оскаровского комитета вряд ли стоило бы. Тем более что реальность, показанная в ленте Звягинцева, уже мало кого шокирует. Возможно, такова была и логика голосовавших за «Левиафана».

Узнать реальные причины выдвижения на «Оскар» именно «Левиафана» сложно. Оскаровский комитет, несмотря на проведенную три года назад реформу, по-прежнему принимает решения в режиме строжайшей секретности. У него нет ни внятно работающего секретариата, ни открытой документации, где можно было бы найти, например, все рассматриваемые в этом году варианты.

Конец сентября для многих журналистов превращается в «охоту» на председателя комитета, режиссера Владимира Меньшова: кажется, он единственный может ответить на вопросы, когда заседает комитет и какое решение принято. Отвечает Меньшов, правда, не всегда. Узнать российского соискателя на оскаровскую номинацию – дело трудное, но выполнимое, понять критерии, по которым определялся этот соискатель, – задача практически невозможная.

Обозреватель «НГ» попыталась связаться с членами оскаровского комитета, узнать, как они относятся к выбору картины «Левиафан», присутствовали ли они сами на заседании, видели ли вообще фильм. Из открытых источников известно, что в состав оскаровского комитета входит чуть более 20 человек. В их числе – режиссеры Владимир Наумов, Никита Михалков, Владимир Котт, Павел Чухрай, Карен Шахназаров, продюсеры – Леонид Верещагин, Сергей Сельянов, Евгений Гиндилис и другие. Почти до половины из них мы дозвонились.

Председатель комитета Владимир Меньшов отказался от комментариев, так же поступили другие опрошенные. Большая часть из них голосовала за фильм «Левиафан» – лично или по доверенности, но все они предпочли не комментировать свое решение. Кто-то сослался на процедуру тайного голосования, кто-то – на отсутствие у «Левиафана» достойных конкурентов. Были, впрочем, и те, кто признался, что не участвовал в воскресном заседании и не оставлял доверенности, или попросту фильм Звягинцева не видел.

Действительно, в этом году особой конкуренции у «Левиафана» не было, особенно после самоотвода Андрея Кончаловского с фильмом «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». К тому же попасть в список номинантов, как правило, могут фильмы, уже зарекомендовавшие себя на крупных международных фестивалях. Это – объективные факторы. Субъективные же (то есть мнение авторитетных выборщиков – а это существенно), так и останутся за скобками.

Вот и нынешнее решение, как стало известно в понедельник, не устроило продюсеров фильма «Горько!», второго по числу голосов кандидата на попадание в лонг-лист «Оскара». Продюсеры «Горько!» Илья Бурец и Дмитрий Нелидов считают, что недельный прокат «Левиафана» «в единственном российском кинотеатре был организован специально для участия в оскаровской гонке», и призывают создателей «Левиафана» отозвать свой фильм с соискания «Оскара» в этом году. Ссылаются при этом продюсеры на более чем успешный отечественный прокат своей картины.

Справедливо. Но является ли зрительская любовь мерилом для выдвижения на «Оскар»? И до тех пор, пока российский оскаровский комитет не заработает открыто, его работа и технология принятия решений будут вызывать массу вопросов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вместо валютной "подушки безопасности" стране может понадобиться товарная

Вместо валютной "подушки безопасности" стране может понадобиться товарная

Анастасия Башкатова

Отечественная промышленность балансирует между двумя дефицитами – и сырья, и уже произведенной продукции

0
993
Херсонщина минует стадию народной республики

Херсонщина минует стадию народной республики

Иван Родин

Пророссийские власти украинского региона обещают до конца года сменить государственную приписку без референдума

0
1030
Пацифисты распределились по трем группам риска

Пацифисты распределились по трем группам риска

Дарья Гармоненко

Противников спецоперации выявляют среди любых лидеров общественного мнения

0
955
Зеленая повестка не выдерживает энергокризиса

Зеленая повестка не выдерживает энергокризиса

Ольга Соловьева

Недостаток инвестиций в нефтегазовый сектор грозит новым дефицитом предложения

0
791

Другие новости