0
3676
Газета Кино Интернет-версия

09.02.2017 20:10:00

Берлинале начался с разговоров о России и цыганах

Тэги: кинофестиваль, берлинале, жюри, пол верховен, политика, джанго, этьен комар


кинофестиваль, берлинале, жюри, пол верховен, политика, джанго, этьен комар Кадр из фильма "Джанго". Фото Roger Arpajou\пресс-служба кинофестиваля

В первый фестивальный день Пол Верховен и его коллеги, которым в этом году предстоит распределять призы 67-го Берлинале, ответили на вопросы журналистов. В основном касающиеся не столько кинематографа и творчества в целом, сколько политической ситуации в мире – неудивительно, ведь этот смотр заметнее остальных европейских фестивалей откликается на происходящее.

Члены жюри старались в ответах сделать акцент на культурную составляющую Берлинале, но элегантно игнорировать острые вопросы удалось только Верховену: «Меня волнует качество фильмов, а не наличие или отсутствие в них политического месседжа. Я приехал смотреть кино и жду разнообразия и энтузиазма. Как от фестиваля, так и от Германии в целом». Остальные так или иначе комментировали повестку дня: иногда шутливо, как мексиканский актер Диего Луна, сказавший, что он здесь, «чтобы узнать, как рушить стены, так как именно в Берлине есть эксперты в этом вопросе». После чего пообещал привезти эти знания в Мексику. «И в Америку!» – подхватила Мэгги Джилленхол, заявившая также, что сейчас «прекрасное время, чтобы быть американкой на международном фестивале, слышать и слушать разные голоса, вдохновляться».

Не обошлось и без упоминания России, хотя заданный на пресс-конференции одним из журналистов вопрос о том, почему второй год подряд в конкурсе нет ни одного российского фильма – не из-за Сирии ли? – все сочли неуместным, учитывая, что жюри не имеет отношения к отбору фильмов в программу. Тем не менее и Верховен, и остальные судьи постарались прокомментировать затронутую тему. Немецкая актриса Юлия Йенч призналась в любви российским коллегам, Верховен – к российскому кино, а исландский художник Олафур Эллиасон подытожил сказанное, заявив, что «культура объединяет», и назвав Берлинале смелым фестивалем.

В этом году организаторы и правда пошли на  риск, выбрав в качестве фильма открытия дебютную ленту – драму «Джанго» французского режиссера Этьена Комара. Картина посвящена музыканту Джанго Рейнхардту, цыгану, пережившему войну в оккупированной Франции во многом благодаря  таланту, перед которым не могли устоять даже презиравшие Джанго из-за его происхождения немецкие офицеры. В добровольно-принудительном порядке его зовут в тур по Германии, обещают полные залы небывалой величины, встречу с Геббельсом, а то и с самим Гитлером. Надо всего лишь выполнить ряд условий, абсурдных, регулирующих, какой должна быть исполняемая музыка, уничтожающих на уровне нот ее свободный дух, который – однажды услышанный – заставляет тех самых офицеров пускаться в пляс. Пугаясь почти гипнотической силы этого звучания, смеси цыганских мотивов с мотивами «черными» – блюзовыми, не менее «неугодными», они хотят искоренить эту музыку и использовать талант исполнителя для «верных», арийских мелодий. Джанго, сопротивляясь, бежит, спасая самое ценное. Не только жизнь, но и музыку.

Незамысловатый фильм, в котором есть и «хорошие» фашисты, и обязательный антагонист, и верные женщины, и femme fatale... Герой, сыгранный Редой Катебом, почти не смотрит в камеру, пряча лицо за шляпой. Да и оператор охотнее ловит руки героя, искалеченные давним пожаром, скрюченные, парализованные пальцы, порхающие по гитарным струнам. В «Джанго» много музыки, она больше актеров может сказать о заложенном в фильме на уровне лежащей в его основе реальной истории трагическом движении, она – центральный персонаж, говорит сама за себя, упрощая задачу всем остальным. В ней самой – сопротивление, которого не хватает героям,  бунт и протест, который они держат внутри ради спасения. И себя, и своего искусства. Музыки, которая в финале из цыганского джаза превращается в цыганский реквием, написанный и сыгранный Рейнхардтом в мае 1945 года в уже свободной Франции в память о погибших цыганах. Забытых жертвах войны, игнорируемых в большинстве фильмах о Холокосте. Нации, до сих пор сохранившей в каком-то роде маргинальный статус и одновременно свободный дух кочевой жизни и музыки, которую не в силах оккупировать и подчинить правилам. И если «Джанго» ценен, то не своей далекой от совершенства художественной формой и не как выдающаяся режиссерская работа, а как политическое и социальное высказывание. И такое начало фестиваля – в духе Берлинале.  

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
370
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
341
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
479
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
400

Другие новости