Картине не помешала бы минимальная смелость. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Дракула» Люка Бессона – мелодраматический ужастик по мотивам одноименного романа Брэма Стокера, первая работа режиссера в этом жанре. В главной роли бессмертного вампира – актер Калеб Лэндри Джонс, с которым Бессон уже работал в предыдущей своей картине «Догмен». Пронизанный готической эстетикой, визуально, не говоря уже о сюжете, все-таки источник один, новый «Дракула» напоминает картину Фрэнсиса Форда Копполы, а главной темой остается любовь – к богу, женщине и человеческой крови.
В 1480 году князь Влад II, правитель Валахии (территория современной Румынии), в своем замке предается любовным утехам с молодой женой Элизабет (Зои Блю). Охваченные страстью, они буквально не могут оторваться друг от друга, однако стране грозит опасность – войска Османской империи наступают, и князь вынужден вести свою армию в бой, приказав сопроводить супругу в безопасное место. По дороге, однако, на нее нападают солдаты вражеского отряда, и Влад не успевает спасти любимую. Вернувшись во дворец, он обвиняет во всем укрывающегося здесь же, в последнем оплоте христианской церкви, католического кардинала – дескать, тот не смог упросить бога уберечь Элизабет. Убив священнослужителя, князь отрекается от церкви. И превращается, как становится понятно позже, в бессмертное существо, питающееся кровью и обреченное на вечные муки от невозможности отыскать и вернуть жену.
Проходят столетия, в течение которых теперь уже граф Дракула пьет кровь невинных, превращая их в своих слуг, которые ищут по миру реинкарнацию Элизабет. Сам князь почти не покидает своего замка, ночуя в гробу и беседуя с живыми горгульями. Однажды к нему заявляется гость, стряпчий Джонатан Харкер (Юэнс Абид) – молодой человек хочет решить некоторые имущественные вопросы, но становится пленником. Оказывается, что его невеста Мина, портрет которой он носит в кулоне на шее, – копия Элизабет. Дракула отправляется в Париж, где о его приближении уже догадываются – остановить вампира предстоит священнику в исполнении Кристофа Вальца.
Не стоит ждать от фильма открытий и откровений по заданной теме – история выходит более или менее канонической, как, впрочем, и внешний вид главного персонажа. Калеб Лэдри Джонс предстает в двух ипостасях – молодого князя и дряхлого старика, которому, чтобы вернуть прежний облик, необходима, собственно, кровь. Парик, наряды и грим – копия тех, что носил Гэри Олдман в картине Копполы. Можно воспринять как дань уважения (впрочем, и сам Бессон – вполне себе живой классик), можно как безопасную территорию, на которую заступает автор, берясь за изученное кинематографом вдоль и поперек литературное произведение. Как будто бы у романа Стокера уже существует визуальный канон, и нарушать его было бы неэтично и кощунственно.
С другой стороны, картине не помешала бы минимальная смелость, потому что «Дракула» получается слишком уж осторожным, и эта осторожность сулит фильму быстрое забвение. Все снято как по учебнику: готика самая обычная как в декорациях и нарядах, так и в целом в общей атмосфере, сюжет и персонажи не отступают от укоренившейся траектории, крови умеренно для хоррора. Радуют разве что скачущие по замку горгульи, а в остальном – не очень понятно, что может привнести этот «Дракула» и добавить к и без того внушительному списку историй про главного вампира.
Видимо, Бессону захотелось попробовать свои силы в непривычном для себя жанре. В последние годы режиссер часто разбавляет фантастические истории в духе «Пятого элемента» наследующими «Леону» боевиками то с комедийным, то с драматическим уклоном, так что внезапно возникший в этой фильмографии готический ужастик сам по себе является экспериментом. Но исключительно в рамках творчества Бессона, зрителей же, даже самых неискушенных, новому «Дракуле» удивлять нечем.