0
897
Газета СНГ Интернет-версия

02.10.1999 00:00:00

Две тысячи номеров о войне

Тэги: Независимая газета, НГ


К сожалению, подобные сцены можно увидеть в разных точках бывшего СССР: дома под прицелом орудий...
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

КОГДА начала издаваться "Независимая газета", страна жила в условиях стремительно разгоравшихся на ее окраинах межнациональных, как тогда казалось, конфликтов. Узнать о том, что именно происходит - в Нагорном Карабахе, в Приднестровье, в Южной Осетии, - из существовавших к тому моменту средств массовой информации было практически невозможно. Широкую публику это вообще мало интересовало - иллюзии о изначально запрограммированной генетической склонности "окраинных" народов к кровопролитию и такой же изначальной гарантированности собственно России от большой крови тогда были уже широко распространены. В продолжавшей оставаться газетой номер один "Правде" вместо информации о происходящем печатались скучные нравоучения типа "Час разума и трезвых решений", в которых все делились на друзей и врагов, но не было главного - информации о событиях. Не было в последних советских газетах и реальных мнений реальных делателей истории, как, впрочем, ничего подобного не появлялось и на телеэкранах.

В таких условиях, когда часть мыслящих людей, всерьез опасаясь за будущее государства, хотела получить пищу для анализа - и не могла ее иметь, и появилась "НГ". В первом же номере был задан стиль, сохранившийся и сейчас, - достоверность и почти телеграфное изложение информации, обязательное наличие ссылок, очень много интервью, отстраненность авторов - все то, что ценно для людей, желавших самим делать выводы. С первого же номера этим людям дали возможность знать - каждому то, что нравится, то, что более его интересует. В результате, что особенно интересно мне как одному из сотрудников редакции, "НГ" во многом сформировало отечественную политологию - будущие столпы этой ранее неведомой науки пришли не только с кафедр истории партии и научного коммунизма. Самые разные люди начали всерьез интересоваться политикой, получив возможность для анализа. Не случайно полные или выборочные подшивки "Независимой" до сих пор хранятся и копятся по всей России.

Именно из тех, кто начал заниматься политикой или тем, как она делается, в декабре 1990-го, во многом сформировался нынешний состав редакции, нынешний огромный коллектив наших внештатных авторов.

Невозможно сейчас найти ни одного серьезного исследования отечественного или зарубежного специалиста по постсоветским конфликтам, в целом по истории постсоветских обществ России или стран СНГ, где не было бы большого количества ссылок на "НГ", - от Збигнева Бжезинского до Александра Дугина. От Сергея Шахрая до Руслана Хасбулатова. От центра "Мемориал" до Херитидж Фаундейшн. И даже от Гейдара Джемаля до Мовлади Удугова...

Можно сказать, что работа "Независимой" и работа с "Независимой" в значительной степени сформировала и современную российскую конфликтологию. Зачастую из небольшой заметки, впервые опубликованной у нас, затем появлялись целые научные труды и программы политических движений по национальному вопросу. "НГ" остается одним из важнейших источников открытой информации для всех без исключения российских и зарубежных государственных и иных структур, занимающихся изучением конфликтов.

Тогда, в конце 90-го, многим казалось, что война в Нагорном Карабахе - следствие развала СССР, как только развал закончится - закончится и эта война. Эта иллюзия умирала долго. Умерла только сейчас - недостаточно оказалось октябрьской войны в Москве 1993 года, не все точки над "i" поставила злосчастная война чеченская, все казалось - последствия развала Империи. Только сейчас, когда прогремели взрывы в столице и замаячила угроза новой чеченской кампании, прояснилось: что-то строится не так. И появилось осознание: российские конфликты - не продолжение советских, имеют более глубокие корни, чем о том сообщает любая официальная пропаганда, а из этого вытекает только один общий вывод. Демократия в России имеет неисправимые на сегодняшний день изъяны.

"Независимая" не заблуждалась, по-моему, никогда - просто у нас не было возможности заблуждаться. Не позволяло наличие единственной в своем роде корреспондентской сети - во всех государствах СНГ, в местах любых конфликтов работают все эти годы наши корреспонденты. Не позволяло заблуждаться и наличие у нас единственного полноценного в России военного отдела. Не позволяло обилие разнообразных мнений о той или иной ситуации. Если заблуждались наши читатели, значит, им не помогло бы ничего...

Просмотрел все две тысячи номеров, включая и макет того, который держит в руках читатель. Нашел всего две темы, без которых не обошелся ни один наш выпуск - "НГ" всегда писала о войне. И еще всегда - о политике по имени Борис Ельцин...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
1025
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
750
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
1035
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
681

Другие новости