0
1392
Газета СНГ Печатная версия

23.09.2000 00:00:00

Премьер-министр Казахстана Касымжомарт Токаев: "Мы должны решительней двигаться по пути интеграции"

Тэги: токаев, казахстан


токаев, казахстан Касымжомарт Токаев: "Казахстан не разочарован в СНГ, но..."
Фото ИТАР-ТАСС

- В ПРЕДДВЕРИИ визита в Казахстан президента России Владимира Путина в республике вновь заговорили об активизации двусторонних отношений. Как, на ваш взгляд, скажется этот визит на их состоянии и каков уровень интеграции наших стран сегодня?

- Я бы назвал нынешний этап наших взаимоотношений как период принятия конкретных решений в развитие тех документов, которые были подписаны в свое время на высшем уровне. Речь идет прежде всего о Декларации о вечной дружбе и союзничестве, а также о документах, определяющих нашу интеграцию в области экономики.

Если говорить о предстоящем визите в Казахстан президента Владимира Путина, то он, безусловно, явится большим событием в наших двусторонних отношениях. Мы к нему тщательно готовимся. Во время этого визита, в частности, речь будет идти о создании совместного казахстанско-российского энергетического предприятия на базе Экибастузской ГРЭС-2.

В свое время мне пришлось высказываться довольно резко в отношении темпов подготовки этого соглашения, в адрес наших чиновников, которые ранее с легкостью отдавали наши предприятия в собственность далеко не всегда солидных иностранных компаний, а теперь упираются по каждому пункту этого соглашения. А между тем речь идет о том, что половина этой станции оценена в 290 миллионов долларов США в счет долгов Казахстана перед РАО "ЕЭС России" за поставленную электроэнергию. Мне говорят, что это, мол, не долги Казахстана, а долги хозяйствующего субъекта, объединения "Казахстанэнерго", которого на сегодняшний день уже нет. Поэтому, дескать, не стоит признавать этого долга. Я же считаю иначе - долги существуют, хотим мы этого или нет. По долгам надо рассчитываться. В противном случае это пойдет только во вред сотрудничеству.

Более важно то, что настало время создавать крупные объекты сотрудничества с РФ. Мы говорим о вечной дружбе, а таких объектов нет. В Казахстане присутствует даже индонезийский капитал, а российского капитала нет. Это парадокс, это неправильно. Мы должны решительней двигаться по пути интеграции. И подписать этот контракт, несмотря на противодействие. Анатолий Чубайс, насколько нам известно, также подвергается давлению со стороны Государственной Думы, которая усматривает в его действиях ущемление интересов России. Получилась интересная ситуация - здесь ура-патриоты говорят, что мы, дескать, за бесценок отдаем станцию России, а там ему говорят, что он слишком много платит за то, чтобы приобрести 50% акций этой станции.

Кроме того, мы сейчас проводим интенсивные переговоры по Каспию. Как известно, в июле 1998 года было подписано соглашение между Казахстаном и Россией о делимитации дна северной части Каспия по так называемой срединной линии. В ходе последних переговоров возникла идея о том, что все месторождения нефти, находящиеся в районе этой линии, должны делиться 50 на 50 процентов, независимо от того, находится ли 10% на территории Казахстана, а 90% - на территории России, или наоборот. Если нам удастся достичь такого взаимовыгодного соглашения, то протокол будет подписан уже во время этого визита и мы избежим определения "модифицированная срединная линия". Другими словами, там, где есть месторождения нефти, в том числе и Хвалынское, они будут делиться наполовину.

Я знаю, что не все в России разделяют этот подход, но надеюсь, что практичность и здравый смысл возобладают. Кроме того, готовится документ о гуманитарном сотрудничестве. Это необходимо в свете последних событий, в частности после выхода России из Бишкекских соглашений. Однако я не верю, что проблема свободного передвижения граждан двух стран когда-либо возникнет между ними. Потому что это было бы противоестественно. У нас огромная граница, и люди передвигаются через нее постоянно.

Ведутся также переговоры об открытии генеральных консульств двух стран. Россия, видимо, откроет его в Уральске, мы же хотели бы открыть его в Астрахани.

- В Казахстане раздавалась критика в адрес россиян за то, что они отошли от ранее достигнутых соглашений в области энергетики. В частности, в расширении ранее согласованных совместных предприятий. Разделяете ли вы это мнение?

- Действительно, это произошло. На что мы указали во время переговоров в Москве - не следует опережать события, а необходимо идти согласно заключенным договоренностям. Может быть, в будущем и будет создана компания, вокруг которой пока идут споры, - с условным названием "Урал ТЭК", с участием, кстати, и американской компании "Аксесс индастриз инк.". Но на данном этапе нужно вести речь о том, чтобы создать совместное предприятие в рамках прежних договоренностей, придав импульс совместной работе энергосистем двух стран в параллельном режиме, что произошло в этом году. Для нас очень важно, что российская сторона обязуется обеспечить доступ казахстанской электроэнергии на российский рынок и через него - в другие страны. Анатолий Чубайс в своем письме дал такие гарантии. Мы видим готовность российской стороны к конструктивному сотрудничеству.

- Недавно вы обнародовали данные о росте казахстанского ВВП, чем он вызван?

- Да, в казахстанской экономике наблюдается рост. По самым скромным подсчетам, к концу этого года рост ВВП должен составить 5, может быть, 7%. Мы, так же как и в России, имеем основания говорить о том, что в новейшей истории нашей страны столь бурный экономический рост наблюдается впервые. Прежде всего он объясняется благоприятной внешней конъюнктурой. Затем я бы назвал грамотные действия фискальной части прежнего казахстанского правительства, поскольку оно сумело пройти буквально по краю пропасти, не позволив стране упасть в пучину кризиса. Ну, и конечно, действия нынешнего правительства по обеспечению благоприятных условий для экономического роста.

Сейчас стоит задача уменьшить зависимость казахстанской экономики от внешней конъюнктуры. Первое направление - создание собственных производств, насколько это позволяет отнюдь не большой казахстанский рынок. Второе направление - аккумулирование дополнительных средств. Мы будем и далее вести сбалансированную политику в отношении национальной валюты - тенге, чтобы поддерживать ее на должном уровне и в то же время помогать отечественному производителю. Здесь нашим главным партнером, товарооборот с которым непосредственно влияет на казахстанский рынок, является Россия. О скоординированных действиях с ней я намерен вести переговоры с Михаилом Касьяновым, с которым у меня сложились очень теплые, дружественные отношения.

Он прибывает в Астану 5 октября для участия в заседании глав правительств Таможенного союза. Мы также рассмотрим уставные документы новой международной организации на базе Таможенного союза с предположительным названием - Евразийское экономическое сообщество. Там, в частности, будет рассмотрена процедура голосования в Интеграционном комитете - не как ранее: одна страна - один голос, а как это происходит в Европейском сообществе, согласно потенциалу каждой страны. То есть, условно говоря, Россия как обладающая значительным потенциалом обретет больше голосов, чем, к примеру, Казахстан или Белоруссия, соответственно меньшее количество голосов получат Таджикистан и Кыргызстан. Но в каких пропорциях это будет - вопрос переговоров, которые состоятся 6 октября.

Затем это заседание глав правительств перейдет в заседание межгосударственного совета на уровне президентов стран-участниц.

В Казахстане отнюдь не разочарованы в СНГ, но в нем слишком много разных стран - по своему потенциалу и ориентирам. Поэтому страны, которые действительно хотят интегрироваться в экономической, а может быть, и в политической сфере, объединяются в новой международной организации, которая, я надеюсь, будет очень действенной.

- На "Саммите тысячелетия" в Нью-Йорке президент Назарбаев выступил с предложением усилить роль ООН в урегулировании конфликта в Афганистане. Не считаете ли вы, что ситуация вокруг афганской проблемы намного ухудшилась с тех пор, как талибы взяли Кабул, и не только ООН несет за это ответственность?

- На тот момент существовал еще Договор о коллективной безопасности, который с тех пор претерпел значительные изменения после выхода из него Узбекистана. Мы же считаем, что договор еще не исчерпал своей эффективности, и готовы работать в этой организации. Узбекистан же делает упор на налаживание двусторонних отношений в этой области, и в первую очередь с Россией, что естественно. Ибо, на мой взгляд, и не только я так считаю, а многие авторитетные эксперты, роль России в урегулировании этого конфликта велика и полезна. Так, в частности, высказался в беседе со мной лидер исмаилитов Ага Хан.

Вокруг Афганистана по-прежнему ведется большая геополитическая игра. Нынешняя ситуация в принципе берет свое начало с конца прошлого столетия. И, как это было прежде, у каждой стороны свои интересы: кто-то поддерживает талибов, кто-то - Северный альянс. Надо реально смотреть на вещи - в ближайшее время мир вряд ли восстановится на многострадальной земле Афганистана.

Что же касается ООН, то ранее уже предпринимались попытки усилить ее роль в урегулировании конфликта. Но все это оказалось тщетным. Мы же являемся сторонниками формирования коалиционного правительства Афганистана и никогда не умаляли значения движения "Талибан" в этой стране. В реальности это мощная сила, контролирующая до 90% территории страны. Однако пока этого не получается - руководство движения "Талибан" не хочет делить с кем-либо власть.

Требования же президента Казахстана вполне правомерны - роль ООН здесь должна быть более эффективной. Другое дело, что эта организация пока не располагает возможностями для того, чтобы реально способствовать восстановлению мира в нашем регионе. Примерно три года назад ООН приняла резолюцию об эмбарго на поставки вооружений в Афганистан. Приняла, не будучи уверенной, что когда-либо она воплотится в жизнь. В этом не столько вина, сколько беда ООН. Собираются в круг авторы какой-нибудь резолюции и страны, которые по известным им соображениям ее поддерживают. Резолюцию проталкивают через ООН, а затем о ней вспоминают лишь ее инициаторы и небольшое число ооновских чиновников. А поставки вооружений в Афганистан не то что прекратились, но, напротив, обрели массированный характер. Вот что имел в виду Нурсултан Назарбаев, говоря о важности повышения эффективности ООН.

Астана


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Роснефть» правильно ответила Минфину США иском, уверен глава ИМЭМО РАН

«Роснефть» правильно ответила Минфину США иском, уверен глава ИМЭМО РАН

Евгений Солотин

Рассчитывать на объективность суда сложно, но громкие заявления американских чиновников нуждаются в публичном обсуждении

0
792
Боевой разворот Анкары

Боевой разворот Анкары

Василий Иванов

Турецкие ВВС лавируют между Вашингтоном, Киевом и Москвой

0
1034
Одесский привоз, киевский конфуз и польский аншлюс

Одесский привоз, киевский конфуз и польский аншлюс

Владимир Зеленский передает Украину в доверительное пользование Польше

0
2037
Оппозиционеры опасаются второго вала уголовных дел

Оппозиционеры опасаются второго вала уголовных дел

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Законодательство по борьбе с противниками спецоперации укладывают в логику статьи 58 УК СССР

0
1463

Другие новости