В выяснения отношений между Молдавией и Румынией, которые в последнее время иначе как скандальными не назовешь, вмешался Вашингтон. Помощник госсекретаря США по вопросам демократии и прав человека Дэвид Крамер в эфире одного из молдавских телеканалов призвал стороны «проявить политическую волю» и подписать наконец-то договор о границе. Деликатность проблемы в том, что, подписав соответствующий документ, Бухарест фактически закроет тему возможного объединения двух стран, о чем не перестают говорить первые лица румынского государства.
Речь Крамера по молдавскому телевидению, как и позиция США, которую он озвучил, – следствие работы, которую вот уже год проводит молдавский президент. Владимир Воронин и вчера в Брюсселе в очередной раз поднял тему «двух братских государств», попросив европейских лидеров повлиять на руководство Румынии. В частности, на президента Траяна Бэсеску, который неоднократно заявлял, что нет такой страны, как Молдавия, а есть «две Румынии», нет молдавского языка – это тот же румынский, да и по обоим берегам Прута живут не два, а один, разделенный в 1940-м году народ – румынский. Эту точку зрения в Молдавии разделяет часть населения, которая выступает за возвращение в Великую Румынию бывшей Бессарабии (ныне правобережной Молдавии). Но большинство молдаван хотят сохранить и имя собственное, и страну. Нынешнее руководство Молдавии выступает на стороне этой часть населения.
«Воронин об этом говорит на всех трибунах, в том числе ЕС и США, – объясняет ситуацию «НГ» директор Европейского института политических исследований в Молдавии Виорел Чиботару. – В Кишиневе считают главным условием нормализации отношений с Бухарестом подписание договора о границе, а также базового договора о дружбе и сотрудничестве, но Румыния не готова это сделать». По словам эксперта, для Кишинева это вопрос принципиальный, так как подписание соответствующих документов «поставит точку в дебатах об идентичности молдавского государства и откроет перспективу для евроинтеграции Молдавии».
Что же касается позиции Румынии, то ее обнародовал Траян Бэсеску. Румынский президент ранее заявил, что Румыния не видит необходимости в подписании договора о границе с Молдавией. «Этот договор не является для нас приоритетом. Сразу же после распада Советского Союза мы признали бывшие границы. И мы не видим необходимости в договоре о румынско-молдавской государственной границе», – отметил Бэсеску. По его словам, «нет необходимости укреплять по собственной нашей воле последствия акта времен Второй мировой войны (имеется в виду пакт Молотова–Риббентропа. – «НГ»), который никто из нас не считает действующим и законным».
Именно из-за этого пакта у Молдавии до сих пор нет договора о дружбе с самой близкой, и исторически, и географически, страной. Румыны согласны его подписать, но при этом настаивают, чтобы в нем было зафиксировано осуждение и непризнание передела 1940 года, по которому часть Румынии вместе с Кишиневом отошла СССР. Понятно, почему молдавский МИД не соглашается с таким условием.
У Бухареста – свои резоны не подписывать базовый и пограничный договоры. Главный в том, что Румыния не теряет надежд вернуть себе утерянные территории, как не раз отмечал Бэсеску, уже в рамках Евросоюза. Президент Румынии говорит о возможном объединении с Молдавией как о решенном вопросе, но с некоторой отсрочкой во времени. Уйдут с политической сцены молдавские коммунисты, к власти придут другие, прорумынски настроенные силы (как это было в начале 90-х годов прошлого века), и тогда идею воссоединения можно будет реанимировать. И даже вынести вопрос на референдум в Молдавии. Так примерно рассуждают румынские политики, и при этом рассчитывают на привлекательность Евросоюза, членом которого является Румыния, в глазах молдавских граждан. Каждый третий из которых, по данным румынской статистики, обладает румынским паспортом. Учитывая этот деликатный момент, можно понять настойчивость, с которой пробивает на Западе «румынский вопрос» Владимир Воронин.
Между тем представитель Госдепартамента США сообщил молдавским телезрителям, что официальные лица двух стран заверили Вашингтон, что соглашение о границе готово на 95%. «После подписания этого документа можно будет заключить базовый договор между Республикой Молдова и Румынией, что позволит улучшить двусторонние отношения между странами», – подвел итог Дэвид Крамер.