1
4962
Газета СНГ Печатная версия

15.05.2013 00:01:00

Таможенный союз сформирует пограничный периметр

Экономический альянс без жестко контролируемых рубежей не будет жизнеспособным

Александр Князев

Об авторе: Александр Алексеевич Князев – доктор исторических наук, эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку.

Тэги: снг, таможенный союз


снг, таможенный союз Фото Reuters

Дискуссии об исключительно экономическом содержании новейших интеграционных процессов на постсоветском пространстве – будь то Таможенный союз (ТС), Евразийский экономический союз (ЕЭС) или Зона свободной торговли СНГ, в которых внимание настоятельно акцентируется именно на экономической составляющей, не в полной мере отражают реальные потребности данных проектов. Более того, в контексте современных угроз безопасности говорить нужно не просто о политическом компоненте интеграционных процессов, но и о военно-политической составляющей.
Простым примером, подтверждающим этот вывод, может служить уже ставший во многом реальностью Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. Таджикистан, Киргизия, Армения и с рядом серьезных оговорок Украина широко рассматриваются как вероятные и почти реальные претенденты на участие в ТС. И это правильно – альтернативы интеграции в условиях растущей глобальной конкуренции просто нет. Точнее, для Душанбе и Бишкека она предлагается в виде пресловутых проектов «Большой Центральной Азии», трансформировавшейся в «Новый шелковый путь», где ядром объединенного хаотического пространства предлагается Афганистан. Есть еще вариант китайского протектората – также малопривлекательный.
В короткое время в русскоязычном информационном пространстве громкие декларации о стремительном вступлении Киргизии в ТС сменились довольно сдержанными сообщениями о подготовке «дорожной карты», выполнение которой станет условием принятия республики в союз, что выглядит уже значительно реалистичнее. Но есть и другое. Любая интеграция подразумевает под собой наличие большого ряда не только экономических, но и политических консенсусов, с чем пока в Таможенном союзе несколько проблематично даже в его нынешнем составе, а потому «дорожные карты» для претендентов должны, вероятно, учесть такой фактор, как обеспечение безопасности общего таможенного пространства.
В документах проведенного в конце марта в Бишкеке группой экспертов ситуационного анализа уже отмечалось: в случае вступления Киргизии в Таможенный союз заградительные пошлины повысят конкурентоспособность киргизских товаров в сравнении с китайским импортом. Правда, при проблемной киргизской границе, что обусловлено недопустимой слабостью и коррумпированностью всех государственных институтов Киргизии, сразу возникает вопрос: смогут ли пошлины ограничить контрабандные потоки? Ответ однозначен: заградительные пошлины на внешней (для ТС) границе Киргизии будут иметь смысл только при присутствии на этой границе таможенников и пограничников из других стран Таможенного союза. Это скорее все-таки из области экономики. А непосредственно в военно-политической сфере существует огромная проблема прозрачности афганско-таджикской и затем таджикско-киргизской границ. По большому счету Афганистан, Таджикистан и Киргизия уже идут по пути интеграции между собой как общее конфликтное пространство.
Совершенно не случайно синхронно с киргизской инициативой по вступлению в ТС действующие в регионе западные агенты влияния начали активно отрицать наличие угрозы со стороны террористических групп, базирующихся в Афганистане, в связи с передислокацией войск западной коалиции к 2014 году. Одновременно ведется и работа по изменению самого отношения к Организации договора коллективной безопасности: к примеру, утверждается, что безопасность страны обеспечивалась за период независимости любыми другими субъектами, только не ОДКБ. Системные недостатки организации успешно эксплуатируются, домысливаются, интерпретируются.
Само понятие «таможенный» подразумевает вопрос о границах. Понятие «союз» должно, вероятно, символизировать совместную деятельность, а не простую сумму потенциалов. Существующие в настоящее время в Таджикистане и Киргизии оперативные пограничные группы не участвуют в собственно охране границ, выполняя советнические, консультативные функции. В то время как полноценное существование Таможенного союза однозначно должно подразумевать и функционирование некоего «пограничного союза», функции которого могла бы взять на себя ОДКБ, учитывая и тот факт, что страны – участницы ОДКБ являются если и не членами ТС, то претендентами на такое членство. Необходима совместная прямая охрана границ Таможенного союза пограничными силами, прежде всего – силами стран – учредителей ТС.
Пограничная функция существенно дополнила бы миссию и конкретное содержание ОДКБ, что, в свою очередь, существенно усилило бы и экономическую суть Таможенного союза и всех дополняющих его интеграционных форматов.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Помощь "депрессивной десятке" не дает результатов

Помощь "депрессивной десятке" не дает результатов

Михаил Сергеев

Подшефные правительству территории наращивают свои долги

1
1272
Студентов учат без перспективы трудоустройства

Студентов учат без перспективы трудоустройства

Анатолий Комраков

Система образования живет в докризисной реальности

0
1393
Россия отстает от Китая – теперь и по ВВП на душу населения

Россия отстает от Китая – теперь и по ВВП на душу населения

Ольга Соловьева

Производство на каждого жителя в РФ уже опустилось ниже 10 тысяч долларов в год

0
1619
В январе-феврале 2021 года Россия экспортировала в страны дальнего зарубежья 32,83 млн т нефти

В январе-феврале 2021 года Россия экспортировала в страны дальнего зарубежья 32,83 млн т нефти

0
571

Другие новости

Загрузка...