0
4795

27.11.2014 00:01:00

Конфликт поколений на Сретенке

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «НГ».

Тэги: театр маяковского, премьера, брайян фрил


театр маяковского, премьера, брайян фрил Внешняя атмосфера – настоящий деревенский рай. Фото с официального сайта Театра им. Маяковского

«Отцы и сыновья» – так называется премьера, вышедшая в филиале Академического театра им. Вл. Маяковского. Режиссер Леонид Хейфец, скромно отпраздновавший в мае 80-летие, к прошедшему своему юбилею выпустил спектакль по пьесе, которую ирландец Фрил, большой поклонник русской литературы, написал по роману Тургенева «Отцы и дети». Что же, конфликт поколений – тема, на которую очень любят рассуждать те, кому за… Но в том-то и дело, что спектакль вышел вовсе не о том, что правы старики, а сыновья не правы, да и старики в спектакле Хейфеца (как и в романе Тургенева) годятся режиссеру даже не в сыновья – почти во внуки.

Брайан Фрил – из тех, кто ценит во всяком слове точность. Когда он приезжал в Москву (ему вдруг сильно захотелось побывать на родине Чехова), я имел счастье с ним встречаться и долго беседовать. В разговоре я заметил, что в России сегодня страшно популярны пьесы ирландца МакДонаха. «Он не ирландец», – вдруг жестко отрезал Фрил. «А… кто же?» «Он живет в Лондоне». Все сразу стало понятно.

Любопытно было бы поговорить о спектакле по пьесе Фрила после петербургской премьеры «Что делать?», если бы спектакль Андрея Могучего был не столь равнодушен к слову Чернышевского. Все же очень близкие и по теме, и по времени, и по тому, как тот и другой, и Чернышевский, и Тургенев, а за ним – постановщики, режиссеры почувствовали отзывчивость этих текстов, как они вибрируют, отзываясь на колыхание воздуха от наших сегодняшних разговоров и споров. Хейфец же в последние годы переживает, можно сказать, болдинскую осень, выпуская спектакли с почти равными перерывами на малой сцене Маяковки или в филиале на Сретенке. И каждый спектакль становится событием сегодняшней театральной жизни, где часто теряется ценность школы, медленной работы по, прошу прощения за тавтологию, разработке характеров, погружению в героев, в сюжет. А для Хейфеца все это важно, он этим всем заниматься умеет и, наверное, любит. И складывается каждый раз какой-то новый, особенный и неповторимый мир – то мир Островского («Не все коту масленица»), то – Артура Миллера («Цена»), теперь вот – Тургенева–Фрила.

Еще одно важное обстоятельство, о котором даже не знаешь, как сказать, чтобы не обидеть замечательных актеров. Замечательных, но – каюсь – лично мне до сих пор, до этого конкретного спектакля Леонида Хейфеца, неизвестных. Точно так же, впрочем, я не успел оценить Андриенко и Запорожского до «Не все коту масленица» и «Цены», а сразу после того и другого позвал играть главные роли в «Канте» нынешний худрук Маяковки Миндаугас Карбаускис. «Отцы и сыновья» открывают… сразу всех, кого занял режиссер. Надо сказать еще, что режиссер нашел подходящего, очень точно подошедшего и почувствовавшего эту затею художника – Владимир Арефьев, когда-то прославившийся «Чайкой», которую они «запузырили» с Сергеем Соловьевым на сцене «Содружества актеров Таганки» и где Тригорин (Николай Губенко) стоял по колено в воде в резервуаре с 16 тоннами колдовского озера. Здесь, в тургеневском деревенском раю (хотя скорее – ад), тоже есть водоем – но воды понадобилось намного меньше. Ручей, ручеек, впрочем – со своим течением, потоком, не останавливается ни на секунду. Слева – вазы и вазоны с цветами, сзади – веранда дома. Публику рассаживают на дачные стулья и кресла. Сцена – вытянутый в длину прямоугольник, так же – длинными рядами – рассаживают и зрителей. Жизнь разворачивается перед глазами широким фронтом. Дуняша (Ольга Ергина), Прокофьич (Юрий Никулин) – все живут подробно, все – настоящие, без скидок на эпизодические сюжеты. У каждого – роль, со своей жизнью, историей, развязкой.

Найти лицо – найти героя – пожалуй, главное счастье режиссера. Хейфец находит сразу двух таких, крайних. Базаров (Сергей Беляев) и Павел Петрович Кирсанов (Евгений Парамонов), отставной капитан, совсем еще молодой, старшим братом кажущийся по возрасту, отличающийся более одеждой и еще сильнее – образом мыслей, рассудочностью, впрочем, совершенно внешней, поскольку под лондонским костюмом – страсти кипят. В роли Аркадия –  Макар Запорожский, его отца сыграл Александр Шаврин. Пару родителей Базарова играют Юрий Соколов и Александра Равенских. Редкий случай: – за неимением места приходится ограничиться констатацией: в этом спектакле о каждом из героев можно написать отдельно, о жизни героя. О безумии, к примеру, в которое впадает после смерти сына мать Базарова, и о том, как нежно, как трогательно возится с нею муж, Василий Иванович Базаров. Как суетливо пытается избежать разговора о своей женитьбе отец Аркадия, который носится со своей виолончелью, выставляя ее вперед, как оборонительное орудие…

Эта история получается более не об интеллектуальном споре, а о поединке чувств, что проходило мимо при чтении романа идей. Хейфец вытаскивает эмоциональную сторону конфликта отцов и детей: дети не в силах смириться с тем, что и отцы – тоже еще мужчины, тоже способны любить и любят, порой так же сильно. Сыновья пытаются перехватить инициативу и – перехватывают. Жестоко, бессердечно и – безотчетно. Как написал Вознесенский: «Изменяйте ангелу, изменяйте черту, но не изменяйте чувству безотчетному…»

Конечно, этот Тургенев, «перепрошитый» Брайаном Фрилом, – самый настоящий предшественник Чехова и даже – его современник. В спектакле много чеховского: и солнечный свет, скрывающий не так ярко просматривающиеся чувства, засвечивающий их, и жизнь дома, и такие разные отцы и сыновья.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
434
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
474
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
288
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
191

Другие новости