0
2232
Газета Дипкурьер Интернет-версия

18.06.2007 00:00:00

Поднебесная готова к новой революции

Тэги: китай, урбанизация, чжэцзян


китай, урбанизация, чжэцзян Строящийся мост через Ханчжоуский залив станет самым протяженным в мире.
Фото автора

Китайская провинция Чжэцзян сравнительно мало известна в России. По крайней мере меньше, чем соседствующие с нашим Дальним Востоком Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин. Между тем эта провинция, расположенная в Восточном Китае южнее Шанхая и дельты реки Янцзы, уже почти три десятка лет лидирует в Китае по темпам развития (рост ВВП в среднем 13% в год, в то время как в масштабах всей КНР 9,8%) и по уровню доходов на душу населения. В Чжэцзяне живут без малого 50 млн. человек. Именно там российский «Атомстройэкспорт» сооружает два блока Тяньваньской АЭС (на днях ее первый блок вышел на проектную мощность).

Ханчжоу делает ставку на науку и технику

Столица Чжэцзяна Ханчжоу, город с почти шестимиллионным населением, встречает гостей новым просторным аэропортом. Дорога в центр по обе стороны застроена тоже новыми, двух-, трех-, а то и четырехэтажными особняками. По своей архитектуре эклектичные, они просторны и выглядят «богато»: с затененными стеклами, башенками, высокими шпилями или антеннами. Видно, что их владельцы не только не скрывают, а наоборот – подчеркивают свое материальное благополучие. Напоминает Рублевку, но только нет больших участков, ведь земля здесь – самый дефицитный ресурс.

Центр города выделяется стеклом и бетоном высотных зданий офисов фирм и административных служб, целыми кварталами многоэтажных жилых домов. Здесь же можно увидеть рекламу жилья в новых кварталах и даже в «квартирах с отельным обслуживанием», то есть с прислугой.

Традиционная китайская застройка сохранилась разве что у озера Сиху, по соседству с одним из красивейших парков в Китае. Если Сиху и его окрестности – традиционное место притяжения туристов и местных жителей, то Ханчжоуская зона экономического развития (HEDA) – витрина «нового» Ханчжоу, современный деловой район. Здесь, недалеко от аэропорта, на отвоеванном от болотных зарослей пространстве под заводы и фабрики выделена территория в сто с лишним квадратных километров. За 14 лет освоена одна треть этой земли, построено около 700 предприятий – китайских и иностранных. Это уже современный промышленный город с 300 тыс. жителей. Рядом Университетский район Сяша – 14 университетов и вузов, 150 тыс. студентов. Соседство преднамеренное – развивающаяся промышленность черпает инженерные кадры в соседних вузах.

Беглый визит на два завода позволяет увидеть, как в основном функционируют иностранные или смешанные предприятия. Одно из них – совместное предприятие швейцарской фирмы с китайскими партнерами по производству компонентов жаккардовых машин, самых сложных в ткацком деле. В действительности в цехе не видно никакого сложного производства, все тихо и спокойно, в одном углу группа работниц методично собирает плети каких-то тросиков, в другом бригада рабочих ведет сборку механизма. С такого – «отверточного» – производства начинались иностранные инвестиции в Китае, теперь эта форма производства – вчерашний день.

Рядом завод немецкой фирмы «Сименс» по выпуску прерывателей тока высокого напряжения. Точнее, это совместное предприятие известной германской фирмы и местных государственных электротехнических фирм. Здесь гораздо больше работающих людей, которые собирают в основном из местных компонентов оборудование для линий электропередачи. Директор завода Лутц Крафт, проживающий в Ханчжоу уже 11 лет немецкий инженер, доволен деятельностью предприятия.

«В ближайшие два года планируем удвоить выпуск оборудования», – сообщает Крафт. «В чем секрет коммерческого успеха предприятия? В дешевой китайской рабочей силе?» Отвечая на этот вопрос, немец отмечает, что более низкая по сравнению с европейской зарплата – не единственное преимущество производства в Китае. Есть страны с более низкой зарплатой, но в них нет такого уровня образования и столь высокой степени обучаемости персонала.

В управлении HEDA представитель ее руководства Чжан Баоцань поясняет: миновало время упора на льготы для иностранного бизнеса. За годы реформ вырос и продолжает бурно развиваться китайский внутренний рынок, и иностранные компании стремятся закрепиться на нем, создавая в стране свои предприятия. С учетом всего этого китайский парламент – ВСНП – в этом году принял закон, уравнивающий уровень налогообложения иностранных и китайских фирм. Налог на прибыль для тех и других установлен в размере 25%.

– Как повлияло на бизнес принятие другого закона – о праве собственности?

– В целом положительно. Закон служит дополнительной гарантией частной собственности от национализации и других видов покушения на нее. Он не ввел частную собственность на землю, однако установленный предельный срок аренды – 50 лет считается нормальным.

Китайский бизнес становится глобальным

Фирму по производству автомобильных компонентов и запасных частей «Группа Ваньсян» местные гиды показывают с особой гордостью: ее продукцию используют известные иностранные автопроизводители. Еще большую гордость вызывает у них и то, что рассказать о фирме соглашается председатель ее правления Лу Гуаньцю.

Председатель Лу, мужчина в возрасте лет 60 лет с обветренным – «крестьянским» – лицом, одет по сезону: белая рубашка и черные брюки, держится просто. Оказывается, он действительно из крестьян. «В мое время быть крестьянином означало навсегда остаться бедным», – рассказывает он.

С этим не хотел согласиться Лу. В 16 лет он перебрался в город, стал учеником в мастерской. Чинил велосипеды, брался за всякую работу, затем несколько раз пытался заняться бизнесом. «Пришлось пережить трудные времена, прошел через все, включая разгул взяточничества, форменный грабеж», – рассказывает Лу. К счастью для него, наступило время реформ.

В прошлом году «Группа Ваньсян» выпустила продукции на 31 млрд. юаней (свыше 4 млрд. долл.), ее экспортные поставки принесли 935 млн. долл. На заводах фирмы занято 20 тыс. рабочих и служащих. «Группа Ваньсян» имеет производственные филиалы в США – две купленные фирмы. «Глобализация заставляет нас глобально подходить к организации производства и сбыту продукции», – поясняет глава фирмы.

Лу Гуаньцю охотно показывает один из цехов, выпускающий крестовидные шарниры для карданных валов. Там негромко шумят ряды немецких станков-автоматов, рядом с которыми стоят внимательно контролирующие их рабочие. Так же словоохотливо Лу дает пояснения. Оказывается, он член Компартии Китая. «Могу даже давать рекомендации на прием в партию», – говорит Лу. Как известно, с недавних пор в КПК стали принимать частных предпринимателей.

Еще больше держит курс на глобализацию находящаяся в окрестностях Нинбо, одного из крупнейших городов Чжэцзяна, фирма, известная за рубежом под английским названием «Группа Янгор». Созданная в 1979 году, иначе говоря, сверстница китайских реформ, эта фирма специализируется на выпуске текстиля и одежды. Это конгломерат компаний с 30 тыс. рабочих и инженеров и общей капитализацией в 50 млрд. юаней (более 7 млрд. долл.). «Группа Янгор» – крупнейший поставщик одежды на китайский рынок и в возрастающей степени – на внешний.

Ныне в КНР признано, что китайская промышленность теряет потенциально большие доходы, когда выпускает товары иностранных брендов. Посему решено «двигать свои бренды», превращая их в международно признанные. «Янгор» объявлен одним из таких брендов. Как сообщил президент фирмы Ли Жучэн, много изделий фирмы, особенно мужских рубашек, экспортируется в страны Европы. «Скоро наладим выпуск ткани и изделий из конопли, она вошла в моду. Будем выращивать для этого сырье в провинции Юньнань на юго-западе страны», – сообщает Ли.

«Группа Янгор», так же как и «Группа Ваньсян», – одна из ведущих добытчиков зарубежной валюты в Чжэцзяне, в прошлом году она получила от экспорта 804 млн. долл. Вся провинция в 2006 году экспортировала продукции на 100 млрд. долл., ввезла – на 40 млрд. долл.

Страна расползающихся мегаполисов

Район Инчжоу, в котором находится производственный городок «Группы Янгор», до недавнего времени был уездом с более чем двухтысячелетней историей. Однако интенсивная промышленная и жилая застройка вынудила местные власти присвоить Инчжоу статус городского района. Это одно из проявлений стремительной урбанизации Китая. Города и промышленность быстро растут вширь, занимая не только пустоши и болота, но и сельскохозяйственные земли.

Побывав несколько раз в Китае, убеждаешься, как быстро идет этот процесс. Это касается и Чжэцзяна. Здесь построено много современных шоссейных дорог, в основном платных. И почти везде вдоль дорог дома – то промышленные и жилые поселки, то зажатые ими деревни с полями, похожими на огороды. Такое впечатление, что крупные города вскоре соединятся в непрерывный мегаполис.

Согласно официальной статистике, Китай потребил в 2006 году 1,24 млрд. тонн цемента – 54% всего его мирового потребления. Израсходовано 388 млн. тонн нефти, что составляет 30% ее потребления в мире. Столь высокий расход нефти говорит о высокой ресурсоемкости китайской промышленности и транспорта – ведь ВВП КНР составляет только 5,5% от мирового.

Но бетон не сгорает в топках, его куда-то заливают. Одним из таких проектов является строящийся мост через Ханчжоуский залив протяженностью 36 км, то есть самый протяженный в мире. Мост, еще не завершенный, можно осмотреть. Это весьма внушительное сооружение с проезжей частью шириной 33 м. близко к завершению. Мост рассчитан на проход под ним на двух участках морских судов. Проектирование и строительство моста осуществлены полностью китайскими специалистами. Стройка идет уже три года, движение по мосту начнется не в 2009 году, как планировалось, а к Олимпийским играм-2008.

Каков экономический эффект от строительства моста? Он сократит путь от Шанхая до Нинбо на 120 км и станет частью шоссейной системы, которая начинается в провинции Хэйлунцзян на северо-востоке, пройдет вдоль восточного побережья и завершится на острове Хайнань на юге. Проезд по мосту будет платным (по 80 юаней с легковушки), расходы в размере 11,8 млрд. юаней должны окупиться в течение 14 лет.

Это не единственная «самая грандиозная стройка» в Китае. В последние годы здесь установлено немало рекордов. Например, построена самая высокогорная железная дорога (в Тибет), самая высокая плотина («Санся» на Янцзы), действует скоростная магистраль на магнитной подвеске (между Шанхаем и аэропортом Пудун). КНР стала третьей космической державой, имеющей амбициозную программу высадки на Луну. Можно ожидать, что китайцы, богатея, продолжат бить мировые рекорды.

На пути к «сяокану»

Уже сейчас ясно, что недалеко то время, когда китайцы станут самыми богатыми в мире, но только коллективно, по общим размерам ВВП. По прогнозам, на это понадобится еще лет 20–30. Но если разделить самый большой в мире ВВП на огромную численность населения (на данный момент 1,3 млрд. человек), то получится скромный результат.

Об этой цели – достижении скромного благополучия для населения КНР – говорит вывешенный кое-где на улицах городов лозунг «Достичь «сяокана». Выражение, позаимствованное отцом китайских реформ Дэн Сяопином у классиков древности, в том числе у Конфуция, буквально означает «малое (то есть сравнительно умеренное) процветание». Обращение к старинному лексикону вместо стандартной социологической терминологии означает, видимо, ту же «всенародность», возвращение к национальным корням и, возможно, стремление избежать завышенных ожиданий и жестких критериев. Хотя, разумеется, авторы лозунга сами примерно представляют его конкретное воплощение. Речь идет о приближении к европейским стандартам жизни.

«Мы ставим своей задачей достичь «сяокана» в своей провинции уже к 2010 году», – говорит вице-губернатор провинции Сяо Баолун. Известно, что в масштабах всей КНР этого критерия планируется достичь лишь примерно к 2020 году. Столь близкую перспективу достижения благосостояния Сяо объясняет сравнительно быстрым ростом ее экономики. С 1978 по 2006 год ВВП Чжэцзяна увеличивался ежегодно в среднем на 13%, из 100 самых развитых уездов КНР 30 находятся в Чжэцзяне.

Все это, по словам чиновника, отражает успех политики реформ и открытости. Частный сектор дает в Чжэцзяне 70% ВВП. На душу населения ВВП здесь составляет почти 4 тыс. долл. в год, личный доход горожанина в полтора раза выше, чем в среднем по стране.

Еще один лозунг массовой пропаганды – «построить гармоничное общество». В практическом применении он подразумевает меры по приглушению остроты имущественного размежевания, происходящего в настоящее время между, скажем, приморскими провинциями вроде Чжэцзяна и внутренними, не получающими таких выгод от политики «открытости», между зажиточными слоями и менее благополучными, между городом и деревней. И не только в смысле доходов. «Гармонизация» общества предусматривает и более активную культурно-просветительскую работу на местах, и заботу о престарелых, и даже активную клубную работу. Образцов такой деятельности в Чжэцзяне немало.

Вперед к новой революции – урбанистической

В старинном китайском городе Шаосин, родине знаменитого писателя Лу Синя и не менее известного рисового вина, гостям с гордостью демонстрируют новехонькую начальную школу. От других школа «Цюньсян» отличается не особенностями учебного процесса, а контингентом учащихся – в ней в основном обучаются дети мигрантов. 800 учеников – дети родителей, приехавших в Чжэцзян из 20 других провинций. Мигранты или в буквальном переводе с китайского «крестьяне, ставшие рабочими», – огромный ресурс дешевой рабочей силы и одновременно крупная социальная проблема. Из деревни крестьян гонит земельный голод, однако стать горожанами в полном смысле этого слова они не могут. Нет ни жилья, ни формального права поселиться в городе – это не позволяет «хукоу», китайский вариант нашей прописки.

Примечательно, что мигранты работают даже в деревнях. Так, в деревне Ваньди в пригороде Нинбо, являющейся сельскохозяйственным кооперативом, 1060 крестьян (составе примерно 400 семей), то есть пайщиков, и 1600 работников-мигрантов, прибывших из других провинций. Кооператив богатый, так как держит туристский центр «под старину» и имеет предприятие по переработке шелковицы. Члены кооператива получают доход – в среднем 12 250 юаней в год, мигранты – не названную по размерам зарплату. Показательно, что благополучию Ваньди способствуют и соседние деревни – они сдают ей в аренду 12 тыс. му (собственной земли у кооператива 1,2 тыс. му). Аренда 1 му обходится в 6 тыс. юаней в год.

Дешевый труд мигрантов – важнейший наряду с экспортной ориентированностью экономики фактор быстрого экономического роста Китая.

По данным китайских экономистов, в городах КНР на временной основе работают от 120 до 140 млн. крестьян (чаще всего называют цифру 130 млн.). Это их руки поднимают ввысь города, прокладывают бетонные нитки шоссе и устанавливают эстакады мостов. В то же время тот факт, что мигранты не имеют возможности пользоваться городским медобслуживанием, школами и другими подобными услугами, создает серьезную социальную проблему. В том числе связанную с распространением ВИЧ-инфекции и других опасных болезней.

Нельзя сказать, что остроту этой проблемы никто не сознает. Так, Пекин требует от местных властей следить за тем, чтобы мигрантам платили обещанную зарплату и обеспечивали безопасность их труда. Предлагается оказывать мигрантам всяческую помощь, в том числе путем организации их медобслуживания и обучения детей либо организации их учебы в родных деревнях. Те регионы и населенные пункты, у которых есть на это средства, а к их числу относится Чжэцзян, делают, что могут. Школа «Цюньсян» – пример такой помощи.

До реформ Китай был на 70–80% крестьянской страной. Ныне, включая 130 млн. мигрантов, в городах находится 562 млн. человек (43% населения – на 25% больше, чем в 1970 году).

По данным китайской печати, существуют планы переселения в города в течение ближайших 30 лет до 600 млн. крестьян. Лишь только таким образом можно существенно повысить уровень благосостояния деревни, которая освободится от лишних рабочих рук. В то же время удвоение численности городов в течение трех десятилетий – громадное по масштабам мероприятие, по существу, новая социальная революция.

Если путь длиной десять тысяч ли начинается с первого шага, то когда он будет все же сделан? Готовы ли к этому на местах? Этот вопрос был задан мною Ма Вэйгуану, администратору Чжэнхая, небольшого городка, считающегося районом города Нинбо. В нем 260 тыс. жителей и еще 200 тыс. мигрантов, многие из которых живут здесь годами и «прижились». «Мы готовы принять тех, кто уже здесь живет, – ответил администратор. – Но для этого требуется общее решение центральной власти. Его пока нет».

Ханчжоу–Шаосин–Нинбо


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1416
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1357
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1583
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1303

Другие новости