0
2444
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.06.2008 00:00:00

Соединение несоединимого

Тэги: политика, решение, россия, поведение


Михаил Демурин – политический аналитик, публицист, в 2000–2005 годах – заместитель директора второго европейского департамента МИД РФ, Чрезвычайный и Полномочный посланник 2-го класса. Свой взгляд на проблему непризнанных республик экс-дипломат изложил в интервью «НГ».

– Михаил Васильевич, как вы оцениваете политику Кремля по отношению к непризнанным республикам? Похоже, она не отличается последовательностью. В чем причина этого?

– Главный изъян политики руководства нашей страны по отношению к проблеме самоопределившихся государств на постсоветском пространстве мне видится в неверном ракурсе ее рассмотрения. Решение ищут в русле поиска реакции на внешние вызовы, в то время как стоило бы подойти к этой проблеме с точки зрения вызовов внутренних, а именно – главного из них – потребности в скорейшем ясном национальном самоопределении. На мой взгляд, сейчас России необходима сдержанность во всем, что касается текущей внешнеполитической конъюнктуры и даже крупных проблем, не имеющих прямого отношения к такому самоопределению, и активное отстаивание позиции тогда, когда речь идет о делах, непосредственно влияющих на наше восстановление в качестве великой нации, одного из культурно-исторических полюсов современного мира. Ситуация, складывающаяся вокруг проблемы стремления к независимости Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха, в том числе в проекции на проблему провозглашения независимости Косово, – тот самый случай, когда России имело бы смысл поставить во главу угла именно такой подход. Здесь важно все: и исторические обстоятельства формирования этих государств как части более крупного государства – Российской империи, а потом – Советского Союза, и констатация юридической некорректности выхода из состава СССР бывших союзных республик, частью которых являлись эти территории. Надо сказать, что общесоюзный закон, обязывавший союзную республику в случае постановки вопроса о выходе из СССР обеспечить проведение во входящих в нее автономиях референдумов по этому вопросу и уважать их результаты, который был проигнорирован руководством бывших союзных республик, стал в те смутные годы одним из немногих проявлений лучшего в мировой политической традиции, а именно – правила защиты стержневым этносом многонациональных государств, чаще всего империй, малых этносов от подавления этносами средними. Развитие событий на постсоветском пространстве после 1991 года показало, насколько обоснованной была и остается необходимость такой защиты. Только вот стержневой этнос от этой своей роли отказался. Так что эти территории как были, так и остаются территориями исторической ответственности России. И именно так надо подходить к формулированию политики на этом направлении. Никакая политика «свершившихся фактов» тут ничего изменить не может.

– В последнее время Запад заметно активизировался в Абхазии и Приднестровье. В Абхазии побывали представители ЕС и помощник заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза, вследствие чего поползли слухи о неких тайных договоренностях между Вашингтоном и Сухуми. В Европе прошла встреча спикеров парламентов Молдавии и Приднестровья, причем для этого в отношении Евгения Шевчука был отменен запрет на выдачу виз, введенный для всего приднестровского руководства.

– Думаю, трезвомыслящие политики в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Нагорном Карабахе давно уже не испытывают иллюзий относительно политики России. Конечно, надежда умирает последней. И они продолжают где-то в глубине души надеяться на то, что период безволия, прикрытого интеллектуальными внешнеполитическими «изысками», у нас когда-то закончится. Но жить-то и решать свои проблемы им надо сегодня. Судя по моим беседам с представителями непризнанных республик, присущий нашей политике «прагматизм» – для них далеко не в числе первых оснований для деятельности. У них реально присутствуют идейные мотивы, и это служит едва ли не главным свидетельством того, что они состоялись как государства. В этом смысле я бы не стал подходить к данному вопросу с точки зрения того, просил или не просил их кто-то быть форпостами России. Они это делали не для России сегодняшней. Насколько я понимаю, они видят опыт и будущее исторической России как часть своей субъектности. Речь, кроме того, идет об успешном более чем пятнадцатилетнем опыте становления государственного суверенитета, происходившего при несоизмеримо меньшей, по сравнению, например, с Косово, поддержке внешних сил, в том числе и России, и при принципиально иной степени внешнего противодействия. На этот раз со стороны тех, кто поддержку отделения Косово от Сербии видит в качестве своей чуть ли не главной внешнеполитической задачи.

Другими словами, налицо реальные субъекты международной жизни. И это главное. Вопрос ведь не в формальном примате принципа уважения территориальной целостности государств или принципа права народов на самоопределение, тем более что такого примата в международном праве не зафиксировано, а в том, что практически осуществлять эти принципы может и должен только адекватный субъект. Что же касается диалектического подчинения этих принципов друг другу (на практике, что бы мы ни говорили о необходимости уважения международного права, всегда один берет верх над другим), то оно должно основываться не столько на внешних обстоятельствах, сколько на объективном анализе того, кем в смысле внутреннего качества они осуществляются.

Вполне возможно, что западные противники России поняли те аспекты данной проблемы, которые у нас пока не до конца осознанны, – значение поддержки самоопределившихся государств для национального возрождения нашей страны и факт присутствия на этих территориях реального государственного субъекта, превосходящего по качеству тех, кто претендует на свое «право сохранения территориальной целостности».

– Недавно в Тирасполе глава комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский заявил: «Стремление руководства и населения Приднестровья к признанию независимости республики – это путь в никуда. Нам не понятно желание видеть Россию в качестве гаранта признания независимости Приднестровья, которое исходит с левого берега Днестра. Мы выступаем за территориальную целостность государств во всем мире. Более того, ситуация, которая сейчас сложилась в Приднестровье, подталкивает Россию, в первую очередь, к тому, чтобы выходить на достижение каких-либо конкретных договоренностей с Молдавией». Похоже, Москва «сливает» Приднестровье. К каким результатам приведет такая политика?

– Эта игра затеяна не сейчас. Она ведется давно. Линия на достижение нужных России договоренностей с Ворониным за счет «инструментализирования» приднестровского урегулирования бесперспективна и вредна для России как минимум по двум причинам. Во-первых, неверно оценивается субъект политических действий с молдавской стороны: даже если договоренности будут достигнуты, они никогда не будут выполнены. Вторая причина – нежелание или неспособность оценить значение приднестровского опыта формирования новой постсоветской идентичности и того потенциала, который он заключает в себе для России, и проистекающее из этой неспособности уничижительное отношение к приднестровцам. Инициативу в Приднестровье и приднестровском урегулировании Россия теряет не сейчас. Она ее потеряла тогда, когда два года тому назад согласилась «усаживать» приднестровцев за стол переговоров с молдаванами без отказа Кишинева от введенной им в нарушение ранее достигнутых договоренностей экономической блокады Приднестровья. Уважаемый и уважающий себя посредник так себя вести не может и не должен.

Что же касается конкретно вышеупомянутых явно неадекватных высказываний, выставляющих Россию в качестве посмешища, причем не только на постсоветском пространстве, то за них должно нести ответственность даже не столько само это лицо, сколько те, кто поставил г-на Островского во главе столь важного думского комитета. Или, может быть, политика в СНГ не считается у нас важным делом?

– Руководители РФ много говорили в свое время о «косовском прецеденте». Следовало ли Москве признать Абхазию, Приднестровье и Южную Осетию после Косово и почему это не было сделано?

– В силу исторических обстоятельств и фактического становления Косово, с одной стороны, и Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха – с другой, в качестве субъектов права народов на самоопределение прямой взаимосвязи между этими случаями нет. Другими словами, Россия имеет все основания не признавать независимость Косово и признавать независимость самоопределившихся государств на постсоветском пространстве. И никаких двойных стандартов в данном случае не будет. Более несправедливо было бы пытаться уравнивать принципиально различающиеся ситуации.

У противников признания Россией вышеуказанных государств есть свои аргументы. Пожалуй, наиболее распространенный из них – о «пробуждении» сепаратизма в отдельных российских регионах. На мой взгляд, здесь все ставится с ног на голову. Мы должны заботиться не о том, чтобы не дать карты в руки адептам расчленения России, а о том, чтобы вся политика нашего государства в социально-экономической и национально-культурной сферах гарантировала благополучие российских этносов и объективно снимала все основания для разжигания территориально-этнического сепаратизма.

Аргумент номер два звучит так: России опасно поддерживать сепаратизм в других странах, так как эти страны и их союзники в ответ станут агрессивно вести себя по отношению к Москве. Но ведь на деле-то с Россией никто и так не церемонится! Да, не все страны постсоветского пространства, находящиеся под влиянием США и ЕС, выступают агрессивно, однако почти все позволяют привлечь себя к тем или иным ущемляющим интересы России комбинациям. Поэтому никаким «добропорядочным» поведением гарантировать себе безопасность наша страна не сможет.

Как бы то ни было, инициативу в Абхазии и Южной Осетии Россия пока еще, на мой взгляд, в отличие от Приднестровья не потеряла. Да и в Приднестровье еще многое можно исправить.

– Какая политика в отношении непризнанных республик соответствовала бы российским интересам?

– Об идейных основаниях нашей политики в отношении самоопределившихся государств уже сказано выше. Кстати, на мой взгляд, давно пришло время в политической журналистике и политологии заменить все еще применяемый сегодня по отношению к Приднестровью, Абхазии, Южной Осетии и Нагорному Карабаху термин «непризнанные» на «самоопределившиеся». Смысл этого шага и для них, и для России, думаю, понятен: важно поставить во главу угла не то, как тебя воспринимают вовне, а то, как ты сам воспринимаешь себя.

Обладай Россия другим историческим временем, можно было бы, как предлагают приверженцы политкорректности, делать ставку на некие интеграционные проекты, в которых Россия будет ядром и двигателем, а отношения Тбилиси и Кишинева с самопровозглашенными республиками «уладятся в стиле ЕС». Однако дожидаться тех времен, когда Россия станет настолько богатой, сильной и привлекательной, было бы политически контрпродуктивно: западные политтехнологи к этому моменту завершат переформатирование элит и социальных институтов Грузии и Молдавии, окончательно закрепив антироссийский настрой в качестве главного основания их существования. Отталкивая от себя Приднестровье, Абхазию и Южную Осетию, мы ни на йоту не приближаем вероятность предпочтения в «малых метрополиях» именно нашего проекта интеграции (который к тому же пока никому не очевиден) и не умножаем к себе уважения.

Так что дело следовало бы вести к признанию этих территорий, причем с очевидной нюансировкой, исходящей из реалистического понимания того факта, что в самих этих республиках возможно многовекторное стремление к реализации суверенитета. Как представляется, Абхазия предпочитает развиваться как независимое государство, имеющее широкие ассоциированные отношения с Россией, Южная Осетия рассматривает признание независимости как шаг на пути к воссоединению с Северной Осетией в составе РФ, а на реализацию предпочтений, высказанных жителями Приднестровья, сильное воздействие будет оказывать неопределенность украинского фактора и отсутствие общей границы с Россией. Но и в последнем случае при сохранении желания и готовности приднестровцев стать частью России мы могли бы использовать опыт эксклавного развития Калининградской области. Конечно, дополнительной конфликтности при этом в отношениях с Кишиневом и Тбилиси России не избежать, но она будет меньше, чем ущерб нашим интересам при долговременном сохранении нынешнего положения и тем более при участии в попытках «соединения несоединимого».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1848
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4462
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2436
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2787

Другие новости