0
9350
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.11.2015 00:01:00

В Германии просчитывают результаты противостояния РФ с Западом

Тэги: россия, запад, концепция, германия, политика, маттиас платцек


россия, запад, концепция, германия, политика, маттиас платцек Социал-демократ Маттиас Платцек отдал должное восточной политике экс-канцлера Вилли Брандта. Фото автора

В Вашингтоне и в Москве практически в один и тот же ноябрьский день произошло два, казалось бы, не связанных друг с другом события. В США заместитель помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Бенджамин Зифф на слушаниях в сенатском комитете по иностранным делам заявил о том, что Вашингтон увеличивает в ближайшее время расходы на информационно-пропагандистскую деятельность против России. В Москве же видный немецкий общественный и политический деятель, руководитель Германо-российского форума Маттиас Платцек высказался за улучшение отношений между Россией и Германией. Бывший социал-демократический премьер-министр земли Бранденбург сделал это заявление на встрече с российскими и немецкими журналистами в Москве.

Между этими двумя событиями, несомненно, имеется связь. Ведь речь идет о концепции будущего отношений Запада и России. Понятно, что у Европы и Вашингтона имеется разное видение этого будущего. Тот же Платцек, недавно побывавший в США, рассказал, что был удивлен подходом американцев к России. Он напомнил ему разгар холодной войны. В принципе, если судить по исследованию Фонда науки и политики, ведущего аналитического центра Германии, Брюссель сделал свой первый шаг к созданию сегодняшней ситуации в Европе (скорее напоминающую ситуацию ни войны, ни мира), приняв на вооружение в 2009 году инициативу «Восточное партнерство». Она распространялась на шесть стран: Украину, Белоруссию, Грузию, Молдавию, Азербайджан и Армению. Эксперты фонда называют эту стратегию признанием со стороны Евросообщества наличия государственного плюрализма на территории бывшего СССР. Ее цель – сближение с ЕС. Конечно, имеется в виду и политическое, и экономическое сближение, включая визовую либерализацию и последующую ассоциацию с ЕС.

И хотя Брюссель предпочитал подчеркивать, что эта инициатива не носит антироссийского характера, эксперты фонда полагают, что смысл ее состоит в создании своего рода «красной линии» для соседних с Россией постсоветских государств, в том числе в их отношениях с Москвой. Другими словами, для ЕС попытка России (как они оценивают политику Владимира Путина, включая создание евразийского пространства, ОДКБ) показалась «чрезмерной» и ведущей к своего рода созданию «некоего подобия кондоминиума (то есть совместного управления. – «НГ») для европейской части постсоветского пространства». Понятно, что ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне подобное усиление России не нравилось. Москву подозревали (и подозревают) в попытках воссоздания какого-либо подобия СССР. Однако для Европы в отличие от США является важным, считают эксперты фонда, поддерживать кооперационные связи с Россией и в перспективе их активизировать.

Несовместимость этих целей – ограничивать влияние Москвы на постсоветском пространстве и развивать с ней сотрудничество – проявилась во время украинского кризиса. 

Судя по всему, наличие тупика осознает и Платцек. Не случайно в Москве он вспомнил, что именно в период острого кризиса необходимы инициативы, чтобы его преодолеть. Заслуживают в этой связи его слова о восточной политике Вилли Брандта, которая появилась как раз во время обострения отношений Запада с СССР после ввода войск стран Варшавского договора в 1968 году в Чехословакию. Именно восточная политика, провозглашенная тогдашним канцлером ФРГ, социал-демократом Брандтом, приведшая к заключению в 1970 году Московского и Варшавского договоров, явилась прелюдией Хельсинкских соглашений, ознаменовавших наступление разрядки на континенте.

Пока в руках у сторонников разрядки в Европе не так много козырей. Одним из них является «Петербургский диалог» – форум гражданских обществ, созданный в начале 2000-х годов по инициативе Владимира Путина и Герхарда Шредера для углубления взаимопонимания между Россией и Германией, дальнейшего развития двустороннего сотрудничества во всех сферах общества, а также дополнительного стимулирования связей России и Германии. К сожалению, недавнее возобновление диалога после двухгодичного перерыва по инициативе германской стороны, относящейся к Крыму, не оправдало ожиданий, которые с этим связывались, и не только в Москве. Платцек сказал, что мероприятие прошло в непростой обстановке и оставило у него двойственные ощущения.

Бесспорно позитивным является тот факт, что «Петербургский диалог» состоялся. Но конструктивной дискуссии, подчеркнул он, в Потсдаме не получилось. «Западная сторона убеждена в том, что все, что она делает, верно. Российская сторона уверена в своей правоте. Обе непоколебимы», – заявил Платцек.

Все обсуждения сводились к тому, чтобы доказать свою точку зрения противоположной стороне: «Я надеялся, мы будем говорить о том, что делать дальше, но нет – основными темами стали Крым, Минские договоренности и прочие спорные моменты». Важно заметить, что немецкое правительственное агентство Deutsche Welle (DW), сообщая о встрече Платцека с журналистами, выделяет его слова о необходимости сегодня в первую очередь работать над налаживанием отношений между Германией и Россией. Это выгодно не только в политическом, но и в экономическом смысле. «Мы видим, что санкции толкают Москву все больше в сторону Китая. К тому же экономические проблемы ослабляют Россию, что невыгодно и Западу», – заявил он. Главной целью налаживания отношений между двумя странами, по мнению главы Германо-российского форума, является обеспечение мира в Европе.

Но как это сделать? На этот вопрос пока ответа нет. И ключевым моментом в этом отношении является вопрос санкций. Не секрет, что и Платцек, и его социал-демократический коллега вице-канцлер Зигмар Габриэль, приезжавший в Москву в конце октября, считают, что нельзя, с одной стороны, вечно сохранять санкции в связи с конфликтом в Украине, а с другой – просить Москву о сотрудничестве в Сирии. Выступая в октябре на съезде Социал-демократической партии Германии, которую он же и возглавляет, Габриэль выступил против «постоянного идеологического бичевания России, постоянного поиска нового потенциала для конфликта».

Нельзя сказать, что подобные заявления понравились некоторым влиятельным политикам в Германии. Причем не только известным оппонентам Кремля вроде немецкого депутата Европарламента Эльмара Брока или внешнеполитического эксперта фракции партии «Союз90»/«Зеленые» в бундестаге Марилуизы Бек, но и Рональду Пофалле, новому сопредседателю форума «Петербургский диалог» с немецкой стороны, ставленнику канцлера Ангелы Меркель. Однако, по словам Платцека, в своей массе немцы (несмотря на усилия прессы и ряда политиков) позитивно относятся к России. Правда, ими движут при этом разные причины. Это и опыт Второй мировой войны – отсюда лозунг «Никогда не воевать с Россией». И наличие экономических связей – прагматичные немцы говорят, что «Америка никогда не даст нам столько, сколько дает Россия».

Оценивая перспективы противостояния России и Запада, Платцек просчитывает некоторые варианты на будущее. Первый подразумевает, что президент РФ Владимир Путин «сломается и раскается», но сам политик расценивает его как нереалистичный.

Второй вариант предполагает, что Путин «добровольно или недобровольно уходит в отставку». Но Платцек задается вопросом: будет ли новый российский лидер лучше старого? Он считает, что на смену нынешнему главе государства может прийти еще более националистически настроенный лидер.

Третий вариант связан с дестабилизацией России, что будет крайне опасно для Запада, поскольку неясно, в чьих руках окажутся 6 тыс. российских ядерных боеголовок. Наиболее вероятным вариантом Платцек полагает дальнейшую самоизоляцию России в сочетании с активизацией китайского направления. Правда, сотрудничество с Китаем он называет «экономическим принуждением, но не любовью».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
999
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
2139
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
2701
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
2077

Другие новости