![]() |
Премьер-министр Ираклий Кобахидзе своим письмом в США вызвал неоднозначную реакцию в Грузии. Фото Reuters |
При этом, как подчеркивает грузинское руководство, реальной помощью они не считают финансирование, поступающее через посольство США, USAID (работа организации запрещена в РФ), NED (организация признана в РФ нежелательной), Фонд Сороса (признан в РФ нежелательной организацией) и другие структуры, занимающиеся, по их словам, разжиганием радикализма, организацией революций, подрывом авторитета Грузинской православной церкви, поощрением религиозного экстремизма, ослаблением государственных институтов, а также продвижением гендерных и ЛГБТ-идей («движение ЛГБТ» признано в РФ экстремистским и запрещено).
Премьер также отметил, что по международным рейтингам Грузия лидирует в регионе по таким показателям, как уровень демократии, соблюдение верховенства закона, защита прав человека, свобода прессы, независимость судебной власти, эффективность государственных институтов и низкий уровень коррупции. В заключение Кобахидзе призвал американское руководство дать четкие ответы на обозначенную несправедливость.
Критика не заставила себя ждать. Реакция последовала не только со стороны грузинской оппозиции, но и непосредственно от американских конгрессменов и сторонников самой власти.
Оппозиция ухватилась за возможность еще раз усмехнуться на «жалкие» попытки «Грузинской мечты» наладить отношения с Западом на фоне политической турбулентности и отказа, особенно представителей большей части европейской бюрократии, сотрудничать с правительством в Тбилиси. «Грузинская мечта» поставила себя в проигрышное положение, по сути подтвердив, что Европа открыто с ней борется, а США не особо торопятся как-то реагировать на существующее положение, что активно играет на руку оппозиции и общей политики западных сил по отношению к Грузии, которую сформировала еще администрация Джозефа Байдена.
Это парадоксально, поскольку сам Дональд Трамп активно использовал протесты в Тбилиси в ноябре-декабре 2024 года как пример финансирования цветных революций со стороны так называемого глубинного государства, USAID, NED, а посольство США и посол Роберт Данниген, безусловно, поменяли риторику – с яростной критики на банальное молчание. Даже восстановили редкие связи с высокопоставленными представителями «Грузинской мечты». Возможно, Трамп просто не рассматривает Грузию и Южный Кавказ как стратегическую зону влияния.
С другой стороны, не на шутку разошелся в своей критике известный оппонент властей американский конгрессмен Джо Уилсон. Он раскритиковал письмо как «неуместное и контрпродуктивное», предупредив, что оно может подорвать сильную двухпартийную поддержку, которую Грузия на протяжении десятилетий получала в Вашингтоне. Конгрессмен, который активно продвигает идею Грузии как пособника Китая, России и Ирана, сыронизировал по поводу содержания, самой формы и, конечно же, тона письма грузинского премьера.
Безусловно, самой болезненной для правящей силы была внутренняя критика. На фоне чуть ли не героических заявлений о несгибаемости грузинского духа, суверенитета и готовности бороться за независимость и достоинство – тон и главный посыл письма были абсолютно неадекватными. Создалось такое впечатление, будто письмо было написано людьми, не разделяющими высказывания политического истеблишмента. Зов «Грузинской мечты» – скорее мольба утопающего, нежели боевой клич правительства гордого народа.
Если проводить исторические параллели, то тяжело не вспомнить грузино-российскую войну 2008 года, когда третий президент Грузии Михаил Саакашвили, перенервничав, начал жевать галстук. Эта сцена вызвала недоумение даже у самых ярых приверженцев Саакашвили.
Открытое письмо Ираклия Кобахидзе также вызвало чувство гордости и насмешки у оппозиции, а у избирателей «Грузинской мечты» – ощущение незначительности и стыда. Стыда за политическую элиту, у которой нет чувства собственного достоинства, но есть склонность к неоколониальному мышлению. Тональность четко указывает на подвассальное состояние Тбилиси по отношению к Вашингтону, а что самое главное, политическая элита этого даже не скрывает. Кто бы мог подумать, что после распада Советского Союза и ярых заявлений об очищении грузинского мышления от империалистического прошлого уже новая, так называемая прозападная элита самостоятельно колонизируется по отношению то ли к Брюсселю, то ли к Вашингтону. Понятно, что Грузия маленькая и не особо богатая страна, но все-таки чувство собственного достоинства надо иметь – а в данном письме его не было.
На ум приходит известная фраза из «Повести временных лет», русской летописи начала XII века, произнесенная послами славянских и финских племен, призывающими на княжение варягов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». «Грузинская мечта» обратилась к американским лидерам словами: «Земля наша мала и незначительна, но в ней есть порядок. Приходите княжить и владеть нами на справедливых основах». Какой-то парадокс: с одной стороны, Ираклий Кобахидзе якобы восстал против вассалитета, а с другой стороны, все еще на него надеется. Простите, на «справедливый» вассалитет.