0
3388
Газета Культура Интернет-версия

07.10.1999 00:00:00

"Нью-Йоркская школа" в Пушкинском музее

Тэги: абстракционизм, выставка


Типичный дриппинг (Джексон Поллок. Без названия. Ок. 1950. Из коллекции МоМА).

Москва мечтала об "абстракцистах": настоящих, заморских. Мечтала с тех самых пор, как Никита Хрущев метал громы и молнии в сторону Фальков и прочих Неизвестных. Мечта сбылась, когда о ней уже забыли: в Музее личных коллекций открыта выставка отцов американского абстракционизма. Именно они были символом свободы для русских художников поколения "оттепели". Забавное слово "дриппинг" передавали из уст в уста как пароль. Самобытные Поллоки пьянствовали и поражали Москву своею способностью оставлять пятна.

Дриппинг придумал Макс Эрнст. Он первым разложил холст на полу и начал капать на него краской. Это было одной из многих арт-техник сюрреалиста, который удачно женился. Макс Эрнст и Пегги Гуггенхейм - эта пара задала стиль нью-йоркской арт-сцене начала сороковых. Макс нашел ту технику, которая сделала американское искусство знаменитым. А Пегги распропагандировала ее. Макс Эрнст, эмигрант, был в передовом отряде соблазнителей авангарда.

Лос-Аламос - место, известное на весь мир. Там европейские физики создали атомную бомбу. Художники бежали от наци в Штаты так же, как это делали физики. Их багажом стали сюрреализм и абстракция. Учеба Америки у Европы очевидна: "Узник" (1942) Уильяма Базиотеса напоминает о графике Пабло Пикассо, акварель Марка Ротко 1944-1946 гг. заставляет вспомнить Хоана Миро. Результат этой учебы - абстрактный экспрессионизм - стал американским оружием в идеологических боях пятидесятых. Следующим по убойной силе после биг-мака, биг-бита, кока-колы и Мерилин Монро.

"Американец в Париже" - одно из лучших выражений любопытства в музыке. Путешественники, жадно глотавшие впечатления своей культурной прародины, - вот кем были заезжие янки в Старом Свете. В тридцатые американцы все еще ездили за искусством в Париж. Война прервала это паломничество. А в шестидесятых уже французы стали ездить в Америку. Переход знамени от "парижской школы" к "нью-йоркской" происходил как раз тогда, когда были созданы те рисунки, которые выставлены ныне в ГМИИ. Американское искусство (дотоле выдумки провинциалов, которые не принимали в расчет) стало ведущей силой мирового художественного процесса. Джексон Поллок первым сказал: "Я не вижу, почему проблемы современной живописи не могут быть решены здесь так же, как где бы то ни было". И Нью-Йорк стал новой Меккой.

Как абстракция вошла в силу? 20 октября 1942 г. Пегги Гуггенхейм открыла свою галерею "Искусство этого столетия" (Art of This Century) как "исследовательскую лабораторию новых идей". Персональные выставки Джексона Поллока у Пегги Гуггенхейм сделали его знаменитым. Посетив одну из них в 1945 году, Клемент Гринберг описал Поллока как "сильнейшего художника поколения и, возможно, величайшего, который появился после Миро". Критик Клемент Гринберг придумал, как объяснить эти работы. Галеристка знала, как их продать. А музейщики поняли, как ввести их в историю искусства XX века. В 1956 году ретроспектива Поллока в МоМА стала первой его посмертной выставкой. Вот три института, которые создали авторитет американского искусства: галерея, пресса, музей.

Абстракция вызывала ужас у советских начальников над искусством. А сегодня пять набрызганных работ Поллока выставлены в Музее личных коллекций. Советская идеология до своей смерти хранила приверженность "соцреализму". Сегодня в Москве абстракция - дело академическое. Книга Кеменова "Против абстракционизма. В спорах о реализме" подогревала любопытство. Сегодня никто не ругает "абстракцизм" печатно и непечатно. Немногие галереи работают с этим искусством: оно плохо продается в России. И решительно непонятно, что в вольных поллоковских узорах могло вызывать такую ненависть и такой интерес.

"Американская сага" - так 10 лет назад назвали свою книгу о Поллоке два американских искусствоведа. "Героическим" называют первое поколение "нью-йоркской школы". Джексон Поллок (1912 - 1956) погиб в автокатастрофе. Аршил Горки (1904 - 1948) покончил с собой. "Неистовство жизни" - один из штампов, при помощи которых описывают отцов американского абстракционизма. Романтические истории о жизни на пределе - ядро мифологии авангарда. И либеральный удар по социальной иерархии. Бум абстракции после войны был реакцией на паутину предвоенного неоклассицизма. А распространение абстракции было намертво связано с либеральными ценностями: "свобода творчества" против тирании догм. Шли годы... И оказалось, что вне борьбы с советским стилем абстракция мало значит для русских зрителей. Пустынно и малолюдно в МЛК.

Галерея, пресса, музей - механизм "раскрутки" художника. Он работал и до авангарда. Американцы внесли новое тем, что музей стал "раскручивать" радикалов. Таким радикалом был Джексон Поллок в Америке сороковых. Перейдя в пространство МоМА, Поллок стал классиком. А сегодня художник, бегущий в Нью-Йорк, думает не о "неистовстве", а о карьере. Начиная свой путь, современный карьерист уже знает, как обеспечить себе прижизненное место в музейном зале. Собирая "новое", музей неизбежно превращает его в "старое". И парадокс состоит в том, что чем быстрее музей бежит вслед "современному", чтобы воспеть его, тем вернее он его убивает. Вслед за МоМА в Нью-Йорке вырос Новый музей современного искусства, а сегодня на смену ему строится ДИА Музей современного искусства (еще более современный, чем Новый). И так далее. На каждом этапе "нового" может теперь возникнуть свой "музей современного". Потому что из хранителя "старого" музей давно уже превратился в производителя "нового". Сегодня музейные выставки открывают тенденции в современном искусстве, а галеристы прежде всего следят за тем, как их подопечных закупают музеи. Для того чтобы такая блестящая победа музея была достигнута, необходима была одна маленькая жертва. Ею стал авангард. Авангард начался с бунта против музеев. И закончился тогда, когда музеи стали его основным потребителем. Джексон Поллок был одной из первых жертв.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
827
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1439
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1643
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1177

Другие новости